На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки
И снова здравствуйте, дорогие поэты!
В прошлом номере мы немало времени уделили поиску собственного голоса и попыткам ярко и интересно написать о вещах, которые знакомы всем.
Эта задача, без всякого сомнения, относится к очень сложным – и поэтому сегодня я предлагаю продолжить её обсуждение.
Для чего? Почему?
Авторский взгляд на мир – это, пожалуй, самое интересное, что может поэзия предложить читателю. Любому из нас интересно увидеть, как другие люди воспринимают то, что происходит вокруг, ведь порой они делают это так, что перехватывает дыхание! Читаешь и думаешь: «как же так? почему я сама ничего подобного не замечала? ведь это действительно правда!» Особенно приятно увидеть, как красивыми, незабываемыми словами другие пишут о том, что знакомо и близко нам самим. Именно такие, дорогие нашему сердцу фразы о дорогих нашему сердцу вещах, становятся в итоге теми цитатами, которые мы подчёркиваем в книгах, переписываем в тетрадки, заучиваем наизусть… Такую реакцию невозможно вызвать избитыми, банальными формулировками. Их повторяли тысячу раз, а значит, и читатель видел их неоднократно, а повторенье хоть и считается матерью ученья, но речь-то для читателя идёт не об учении, а о любви.
Учение – это то, что остаётся для нас, как для авторов. И иногда лучше всего учится и запоминается на контрасте.
Именно контрастное упражнение я хочу предложить в сегодняшнем нашем занятии.
Оно будет состоять из двух частей.
Часть первая.
Её мы посвятим какой-нибудь банальной, неподвижной теме. Банальная в данном случае не означает «плохая». Просто это такая тема, о которой писали практически все поэты до нас (и, может быть, мы сами тоже писали). А под «неподвижной» я подразумеваю тему статичную, никакого движения саму по себе не имеющую, без «перчинки» в сюжете.
Например, просто осень. Одно из самых поэтических времён года, не правда ли? «Унылая пора, очей очарованье»! О ней писал не только упомянутый Пушкин, но и Бунин, Некрасов, Пастернак… Продолжать можно бесконечно. Попробуем написать об осени и мы, но написать не просто так, а по заданной первой строчке, точнее, её началу.
Оно будет звучать так:
Осень приносит с собою…
А уж что она с собою приносит, решать теперь исключительно вам! Ну и, наверное, мне, потому что я тоже с удовольствием выполню это упражнение – и на собственном примере
Осень приносит с собою
грустные мысли,
жёлтые листья
с грязной водою.
Хвостиком лисьим
машет в проулках
между домами. Месит ногами
грязь на прогулках.
Так, с холодами
грустные мысли
осень приносит,
как на подносе.
В землю без спроса
падают листья…
Кстати, такие поэтические упражнения в своей работе часто используют психологи: если попросить человека написать о каком-то обыденном явлении, скорее всего, он выложит то, что у него на душе. У меня на душе действительно часто присутствуют грустные мысли, да и лисы мне очень нравятся, а что до грязи… Сейчас, когда я пишу эти слова, в моём городе хоть и зима, но очень слякотная и неуютная, никакого тебе хождения по белому снегу – только месишь грязь ногами и месишь!
Но, если отложить в сторону психологические тонкости, что мы имеем? Что нового говорит нам автор в этом стихотворении? Да, в общем-то, ничего. Стандартный набор банальных ассоциаций: жёлтые листья, их падение, осенняя слякоть… Хочется ли что-то из этого цитировать? Нет. Выучить наизусть? Тоже нет.
Несмотря на то, что в стихотворении есть чёткий ритм, присутствует рифма (да не простая, а по необычной схеме АББАБ!), то есть – соблюдены все формальные признаки «хорошего» стихотворения, хорошим его всё равно не назовёшь, потому что в нём нет самого главного – души. Как раз того самого авторского видения, авторского языка и тех слов, которые автору очень важно сказать, а читателю – очень важно услышать.
А что получилось у вас?
Попробуйте посмотреть на своё стихотворение, написанное по этой строчке, и выделить в нём те образы, которые ассоциируются с осенью только у вас, и те, которые ассоциируются с осенью у любого. Наверняка вы тоже написали про падающие листья и осенние холода! Вложили ли вы в стих личные переживания? Рассказали ли в нём свою настоящую историю? Поделились ли чем-то, что важно именно для вас? Если да, то это прекрасно.
А теперь – часть вторая.
Для того чтобы справиться с ней, придётся серьёзно попотеть. Здесь я предлагаю вам самим придумать тему для будущего стихотворения. Не ограничивая полёт своей мысли, попробуйте определить, что вас действительно волнует. Можно даже записать на отдельной бумажке несколько идей… Куст под окном, в котором всё время что-то шуршит. Заплакавший вчера в автобусе малыш. Несправедливая ситуация на уроке. Котёнок, которого вам разрешили оставить родители. Сосед или соседка по парте. Ссора с другом. Последние новости – из любой области, неважно, спорт это, эпидемия гриппа или кинонаграды. Любимый персонаж из книги, всё, что угодно. Главное, чтобы это действительно для вас что-то значило.
Придумали? Выбрали?
А теперь – напишите об этом! Если сложно начать так сразу, попробуйте сделать то, что мы делали в прошлый раз – сформулировать, сначала в прозе, какое-нибудь интересное и необычное предложение, в котором выражалось бы ваше отношение к выбранной теме. Теперь подберите к этому предложению пять ассоциаций, а к ассоциациям – рифмы. И можно приступать! Главное, постараться сделать так, чтобы в стихотворении не было «пустых» строчек – тех, что создаются просто для того, чтобы заполнить пространство и что-нибудь с чем-нибудь срифмовать. Каждая строка должна что-то значить, выражать ваши мысли, быть новой и свежей, не перекладывать то, что вы уже говорили и, конечно, отражать ваше отношение к тому, о чём вы пишете.
Это непросто. Я бы даже сказала, очень и очень сложно. Поэтому если не получается сделать это в рифму, можно попробовать обратиться к белым стихам. Ведь сейчас наша основная задача – написать, быть может, не идеальное по своей форме, но максимально наполненное вашим личном смыслом стихотворение. И – посмотреть на него будто со стороны, проанализировать, задать себе важные вопросы. Подчеркнуть те строчки, в которых отражается ваше отношение. Выделить то, что могли бы сказать только вы. Отметить то, что действительно близко вашему сердцу, то, что было важно донести.
А потом – сравнить два получившихся стихотворения друг с другом.
Только честно: какое вам нравится больше? какое – дороже? в каком вы были честнее перед собой?
Когда ответы на эти вопросы будут найдены, предлагаю перейти к бонусному заданию. Это высший пилотаж, но оно того и стоит! Попробуйте объединить обе темы – и написать о времени года, но не просто так, а вложив в это стихотворение важные для вас мысли и чувства.
В качестве примера приведу для вас стихотворение Александры Вельмяйкиной (12 лет) из Норильска: размышления одновременно о зиме и о счастье.
Автобус в счастье – номер семь –
Замёрзла ждать на остановке.
«Морозы убивают» – в заголовках
И «Люди мёрзнут» в списке главных тем.
Автобус в счастье – где же, где же ты?
Замёрзла ждать. Ветрами дышит площадь!
Пешком пойти, наверно, было б проще –
Но снегом не засыпало б следы.
На пять минут останусь. В темноту
Смотрю, смотрю, а холод только злее.
Автобус в счастье… Он ещё приедет.
И даже если нет –
я подожду.
Уверена, у вас получится не хуже, чем у Александры!
Ждём ваших писем на электронный адрес нашего журнала vskrizhal@mail.ru.
Удачи!
С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»
P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:
Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).
На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки