Школа иллюстратора: Занятие 4. Композиция

 

На стартовую страничку школы иллюстрации. Там все уроки

Здравствуйте дорогие друзья!

В прошлый раз мы познакомились и подружились с его Величеством Цветом! В этот раз нам предстоит знакомство с королевой иллюстрации — композицией!

Композиция — это размещение, соотношение, составление элементов (персонажей или декораций) в иллюстрации, фотографии, дизайне, живописи и даже в архитектуре. Она напрямую влияет на восприятие иллюстрации зрителем. Композиция может работать в сочетании с цветом, а может давать достаточно сильный эффект и самостоятельно. Композиция, как настоящая королева, издает свои законы и предоставляет средства исполнения, за счет которых мы, как иллюстраторы, можем произвести неизгладимое впечатление на наших зрителей.

Итак, законы:

1) Первый и самый фундаментальный закон, это закон Золотого Сечения. Это очень строгий и математический закон, но именно он способен приковать внимание зрителя и раз и навсегда покорить его сердце! Он же рождает еще несколько законов.

Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно. Например, человеческое лицо и тело. О нем знали еще в древнем Египте и Древней Греции. Этот феномен изучил и стал применять на практике известный ученый, художник и скульптор Леонардо да Винчи.

В цифрах значение золотого сечения выглядит следующим образом

Если выразить значение в дробях, то это приблизительно 5/8.

Если лист разделить на 8 частей по вертикали и по горизонтали и провести линию у пятой части, с каждой стороны, то мы получим четыре точки пересечения.

Эти точки называются зрительным центром, и персонажи или любые другие объекты, размещенные в районе этих точек, перетягивают внимание на себя. (Но не посередине и не между ними!)

2) Более простой закон — это «Правило третей». Это «упрощенный» вариант «золотого сечения». В этом случае мы делим наш лист на 9 равных прямоугольников и важные объекты размещаются так же на точках пересечения или вдоль линий центрального прямоугольника.

3) Закон диагоналей. Диагональ, проведенная из одного угла листа в другой, может показать движение. Так же, размещая элементы по одну или другую сторону диагонали, можно показать их значимость.

Направление из нижнего левого угла в правый верхний вызывает «мажорные» ощущения, а направление из верхнего левого в правый нижний — «минорные».

4) Самый интересный и необычный способ компоновки — спиральное золотое сечение. Спирали очень распространены в природе. Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике. Гёте называл спираль — «кривой жизни».

Используя эту спираль при построении композиции (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим иллюстрацию с четко выраженным предметом в центре спирали. А еще можно размещать по спирали рисунки и получить интересный эффект (листву, летящих бабочек, ступени)

5) Композиционный центр — это самый простой закон, когда мы размещаем самого главного героя в самом центре, а зритель сразу понимает, кто здесь главный. Для определения центра нужно всего лишь провести две диагонали из разных углов листа, точка их пересечения и есть тот самый центр.

Такой прием используется не только в книгах, но, например, при создании гадальных карт и открыток. (Да-да, это тоже относится к иллюстрации).

6) Закон направления движения на самом деле считается законом зрительного восприятия (то, как зритель смотрит на картинку, как путешествует его взгляд по ней), но мне кажется, что для композиции он очень важен. Взгляд человека подсознательно выбирает движение слева направо, и если нужно передать движение, то, например, бегущего героя стоит разместить правее. Если что-то падает вниз, то это что-то стоит разместить в нижней части листа, оставив пространство наверху свободным, и, наоборот, если что-то летит стремительно вверх. Этот закон можно сочетать с законом диагоналей, но помните главное — взгляд скользит слева направо!

7) Это уже не закон, но композицию можно обхитрить, вписав элементы сюжета в геометрическую фигуру. Например, мастера живописи эпохи классицизма размещали героев своих полотен в треугольнике (картинки). Но при этом можно использовать круг, овал, квадрат.

 

Итак, мы познакомились с основными законами, которые издала Королева Композиция. Не переживайте, что все запомнить и разобраться с первого раза очень сложно. Как я уже говорила — самое главное это практика.

 

Начните рисовать, основываясь на правиле третей или на законе золотого сечения. Вы не заметите, насколько быстро перестанете сверяться со схемой, и ваши иллюстрации и фотографии будут подчиняться этим законам автоматически. Со временем вы сможете сочетать законы и даже их нарушать (нарушение законов — это отдельный вид искусства!).

В следующий раз мы рассмотрим приемы, которые смогут усилить композицию и сделать ее еще более занимательной, а пока желаю вам вдохновения и удачи!

Художник-иллюстратор Екатерина Финодина

 

На стартовую страничку школы иллюстратора. Там все уроки

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *