Литературный курс «Дорогой вдохновения» — Занятие 4: Молчание…Тишина…Немота

На стартовую страничку курса

Занятие 4: Молчание…Тишина…Немота

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей…
Ф.И. Тютчев «Silentium»

  1. Молчание/тишина /немота

Австрийский философ Людвиг Витгенштейн, заканчивает свой трактат известным афоризмом: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать!».

Молчание начинается там, где кончается речь? Так ли верно убеждение, что слово заканчивается там, где начинается речь?

Но ведь сам афоризм Витгенштейна парадоксален: о чем не следует говорить, о том нужно молчать. Значит, у молчания и речи есть общий предмет? Именно невозможность говорить о чем-то делает возможным молчание о том же самом. Если бы не было разговора, не было бы молчания… Молчать было бы не о чем! Разговор не просто отрицается или прекращается молчанием – он по-новому продолжается в молчании, он создает возможность молчания, обозначает то, о чем молчать.

Молчание — «предслово», «послеслово», «междусловие» («междуречие»), молчание-пауза, дающее возможность приподнять полог нескАзанного / НесказАнного.
Однако не путайте тишину и молчание.
Тишина – это беззвучие в отсутствие разговора. В тишине ничего не звучит, предмет разговор только задумывается, но не озвучивается. В молчании он уже есть, но о нем никто не говорит…
«Немота» — совсем другое, отличное от молчания и тишины, она отражает целомудрие, чистоту:
«Целомудрием покрова / Немота объемлет слово, / Но обмолвки тишины / В языке разглашены» (Бобышев, 1997).

Ср. у О. Мандельштама: «Да обретут мои уста / Первоначальную немоту, / Как кристаллическую ноту, / Что от рождения чиста» (Мандельштам, 1991).

  1. Молчание внутри и вокруг слова

Слово не столько называет, сколько замалчивает свой предмет. Безмолвие скапливается в самих словах, как невыговоренность смысла, его оглушенность словом. В конце концов воцаряется тяжелое молчание — это призраки заглушенных, заговоренных предметов встают вокруг слов и начинают громко, оглушительно молчать о себе.

Молчание растет вместе с речью, нагнетается и нагнаивается под словами. Чем больше взбивается, взбалтывается речь, тем больше немоты таится на дне.
…«надо говорить, говорить не переставая»; замолчать — значит исчезнуть, умереть, не быть.
«Я говорю, следовательно, существую»; я слышу себя, значит, я есмь.

Говорение — единственный способ «заговорить», заклясть пустоту окружающего мира, безмолвие которого в ответ на эту нескончаемую речь становится все более грозным.

Гуань-цзы: «Звук непроизнесенного слова громче, чем раскат грома или бой барабана».
М. Хайдеггер: «└Подлинный» человек говорит └подлинно», лишь когда он молчит».
А. С. Пушкин: «Блажен, кто молча был поэт».

  1. Молчание в творчестве.

Моностих
Говори в душе. Вслух – молчи (Ляндо, 1997)
Однострок
Как важно оборвать стихотворе… (Вишневский, 1994)
Отрывок из стихотворения
если прожил я в полусне
и пути мои занесло
и стихи мои в том числе
заплутали на полусло
если улицы и дома
сговорившись с ума свести —
самых склонных свели с ума
в том числе и мои стихи (Новиков, 1999)

Гсподи! – я твой ра / Давший – всем Тебя лю / наши тела заклю / небо душе пода / нас маята пыта / жизнь надоест – и та / лько воскликнешь: ма! / и сгинешь не понима / Гспди! – я твой ра- / следний между людьми / Давший! – Твоя ра / вот Твоя жизнь – возьми / Взявший! – Тебя бла / слезы – Твоя вла (Сапгир, 1993)

Я перестал лгать / гать / ать / ть / ь / я стал непроизносим (Миронов, 1993)
«Косноязычьем горд…» (Эрль, 1995)
«Прекрасное зачеркнутое…» (Казаков, 1994)

Текст-стенограмма
Ничего не написано пусто потом что-то зачеркнуто,   зачеркнуто но так ничего и не написано (Левин, 1997)

Сегодня наше вдохновение рождается не из лирики, чувствований, пробуждения фантазии, а из размышлений, вдумывания в свое слово, в свое понимание себя и мира вокруг. Иногда ведь действительно так важно помолчать, что бы понять…

Итак, задания!

  1. Эссе «Моя немота», «Моя тишина», «Мое молчание».
  2. По образу и подобию – новые формы для нового слова и нового молчания. Хотите попробовать написать моностих, однострок или текст-стеногрумму? Пробуйте!
  3. Прочитайте еще раз все, что я предложила вам для размышления. Для тех, кто в своем творчестве больше философ, нежели лирик – это источник вдохновения. Творите!

Как строится работа курса?
Мы будем встречаться на страницах журнала для того, чтобы выложить и соответственно найти творческие задания. Вы можете их делать для себя, а можете присылать мне. Буду очень рада на время стать вашим спутником в дороге вдохновения!

С теплом, Алена ЖУКОВА

 

На стартовую страничку Литературного курса «Дорогами вдохновения» Там все занятия

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *