Школа поэзии: Занятие 2. Рифма

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

Здравствуйте, дорогие читатели!

На нашем прошлом занятии мы разговаривали об одной из самых главных основ стихосложения – о ритме. Мы не только узнали, для чего и зачем он нужен, но и научились его соблюдать, а значит, настало время перейти к следующему этапу…

К какому? Конечно же, к рифме!

Как и чёткий, узнаваемый и легко определяемый читателем ритм, рифма служит «лицом» классической поэзии. Без неё невозможно представить знакомые с детства строки бессмертных произведений русских поэтов, и она же становится камнем преткновения для многих из тех, кто только начинает свой путь.

Почему вообще возникают сложности с рифмой? Какие есть подводные камни в работе с ней? Что лучше не рифмовать и каких правил стоит придерживаться?

Давайте разбираться подробнее.

Итак, рифма.

Рифма должна быть… крутой. Звучной. Интересной.
И – это первое, что нужно сообщать юным поэтам!
– не глагольной.

Считается, что рифмовать один глаголом с другим очень просто. Найти-спасти-пойти-прийти-прости-расти-и довести… Убить-забыть-хранить-не быть… Продолжать очень и очень долго, а главное для того, чтобы продолжать, не нужно никакого труда. И именно поэтому таких рифм следует избегать. Ну, не то, чтобы прямо совсем, и если у вас на одно стихотворение одна или две таких рифмы, причём не самых очевидных то всё в порядке. А вот когда в вашей подборке пять стихотворений и каждое – из таких рифм, то это беда.

Кроме того, в идеале рифма должна быть ещё и не такой, какую уже использовали поэты для вас. Ещё лучше – такой, какую вы и сами ещё никогда не использовали.

Может быть, с вами случалось такое: слушаешь по радио песню и заранее знаешь, какой будет следующая строчка? Это происходит как раз потому, что создатели песни не слишком «заморачивались» поиском и оригиальностью: взяли первую рифму, которая пришла им в голову. Да и не только им – нам тоже, поэтому наш мозг и подсказывает, какой будет следующая строчка.

К таким банальным рифмам можно отнести всевозможные «слёзы-грёзы-розы», «век-человек», «смех-успех-всех», «всегда-никогда-тогда», «кожа-тоже» и, конечно же, «кровь-любовь». Продолжать, на самом деле, можно бесконечно, но на любви и крови стоит остановиться отдельно.

Наши предшественники не раз использовали в своих стихах такую рифму, но для современной поэзии рифмовать кровь с любовью – абсолютное табу, то есть, запрет. Конечно, никто не появится рядом с вами и не станет вас бить по рукам в момент создания такого стихотворения, но и удовольствия от такой рифмы искушённый читатель, к сожалению, не получит.

Почему?

Наверное потому, что любовь – настоящий лидер в списке тех вещей, о которых говорят люди. Большинство поэтов пишут именно о ней, и пишут часто, а с каждым новым стихотворением на «вечную» тему эта тема становится всё более и более затёртой… Писать о вечном своими словами – так, как никто до тебя не делал, – большой талант, но любой талант оттачивается тяжёлой работой, и именно для работы мы с вами здесь и собрались.

Поэтому…

Поэтому нужно не расстраиваться и вместо банальных рифм,
приходящих в голову в первую очередь, всё время искать что-то новое. Расширять свой словарный запас и никогда не расстраиваться (и не останавливаться)!

На помощь придёт специально подготовленное мной упражнение.

Попробуйте продолжить известные стихотворения, использовав по одной из предложенных рифм. А потом повторите, выбрав другие рифмы. При желании повторить со всеми существующими (можно придумать свои).

Подумайте: как выбор рифмы повлиял на мысль и сюжет получившегося в итоге стихотворения?

Стихотворение 1 

Хороша была Танюша,
Краше не было в селе.

 

Варианты рифм 1:

веснушек, скушать, лучше, поющих, цветущей, послушай, грушей, уши, краюшек, душит.
Варианты рифм 2:

тепле, милей, феврале, полей, барельеф, тысяч лье, веселей, тлен, колее, ателье.

 

Стихотворение 2

Я готов тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно. 

 

    Варианты рифм 1:

да, поезда, предать, вода, всегда, угадать, провода, передать, рать, предлагать.
Варианты рифм 2:

мерный, скверно, парфюмерный, нервно, таверной, фанерный, экстерном, характерной, костюмерной, серна.

 

Свои варианты присылайте на электронный адрес нашего журнала vskrizhal@mail.ru – или просто придумывайте их в своей голове. Можете пробовать ещё и ещё, на другие примеры или даже со своими собственными стихотворениями. Главное, не бойтесь экспериментировать!


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

 

Комментарии 2

  • Доброго времени суток всем!

    Какое увлекательное домашнее задание нашли на страничке « Школы поэзии»! Выполняли « домашку» всей семьей- выбрали, на наш взгляд , самые интересные варианты:

    1) Ты, дружок, меня послушай, Так идти нам веселей!- Хороша была Танюша, Краше не было в селе! От её смешных веснушек Становилось всем теплей, Даже вишни, даже груши Расцветали в феврале!

    2) Я готов тебя очень ждать, Долго-долго и верно-верно, Ничего мне не предлагать- Мне и так сейчас скверно-нервно, И словами не передать, Что за запах плывёт парфюмерный... Очень хочется угадать: Скоро выйдешь ты из костюмерной?!

    • Ирина, надеюсь ребятам понравилось. Дальше будет интереснее и поучительнее. Спасибо нашему преподавателю Дарене Хэйл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *