Школа поэзии: Занятие 3. Концовка

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

Здравствуйте, дорогие читатели!

В прошлых выпусках нашей «Школы Поэзии» мы научились выдерживать ритм и узнали, как сильно может измениться одно и то же стихотворение в зависимости от того, какую рифму для его строчек мы выберем. В каком-то смысле каждое стихотворение похоже на дорогу с множеством поворотов: и, используя какую – то рифму, мы выбираем такой поворот – и продолжаем своё маленькое путешествие. А продолжением путешествия большого – то есть нашего увлекательного разговора о поэзии – станет беседа об одной из главных составляющих любого стихотворения.

О финале каждой дороги. О концовке.

Есть такая любопытная закономерность: то, что было сказано последним, запоминается сильнее всего. Если вам хочется сделать акцент на конкретных словах, лучше всего помещать их в самый конец предложения. И, конечно же, каждое стихотворение в идеале должно завершаться мощными строками, которые поставят красивую финальную точку. Основная мысль, или сильный образ, или неожиданный поворот – всё это делает концовку стихотворения особенно запоминающейся для читателя, буквально «выбивает из него дыхание», заставляет остановиться, перечитать и переосмыслить, бьёт в самое сердце. Задевать самое сокровенное и добираться до глубин души – это одна из целей поэзии, так? И достичь этой цели можно в том числе с помощью сильной концовки.

Как же её создать?

Попробуем разобраться.

Один из самых действенных вариантов – использовать кольцевую композицию. Если говорить просто, кольцевая композиция – это когда концовка стихотворения такая же (или примерно такая же), как и начало. Здесь можно просто повторить начальные строки, тем самым усиливая основную мысль, а можно чуть изменить их, придав им новые смыслы.

В качестве примера приведу стихотворение красноярской поэтессы Оли Кошки (осторожно, оно очень печальное!):

Все псы попадают в рай.
Мой преданный друг, прощай.
Я вою теперь на три
Царапины на двери.
Всё тихо –
Хоть вой, хоть лай.
Все псы попадают в рай.

Здесь всё понятно: в начале строчка «Все псы попадают в рай» служит зачином истории – мы ждём, что после неё последует продолжение, объяснение, сами события. И они следуют: по ходу стихотворения мы понимаем, что произошло – а финальный повтор той же строчки заставляет нас притихнуть и прочувствовать горе утраты.

Есть ещё одна вариация на тему кольцевой (или в данном случае, околокольцевой) композиции: когда повторяется не первая строчка, а просто основная мысль текста – главные фразы и образы. Можно сравнить это с плетением бус: сначала разбрасываем эти фразы и образы по всему тексту, а потом – финальным узелком стягиваем их вместе. Я сама очень часто пользуюсь этим приёмом, разбрасывая по стихотворению повторяющиеся «бусинки». Особенно хорошо это работает с длинными стихотворениями: такие «бусинки» привлекают внимание читателя, привязывают его к определённым (выбранным вами!) точкам и выделяют то, что вам хочется выделить.

Позволю себе привести пример из собственного арсенала:

Каждая сказка однажды — когда-то — главную правду раскроет в конце.

Брат мой был лебедем, принцем крылатым, призраком грустным в холодном дворце. Брат мой был тенью, скользил невесомо по коридорам, скрывая лицо… В перьях уродец, позорище дома, так он был назван суровым отцом. В перьях уродец, больной и опасный, страх, вызывающий только и гнев…

Брат мой был лебедем, птицей прекрасной
(каждую ночь при блестящей луне).

Каждая сказка однажды — когда-то — буквами ляжет на белую гладь.

Брат мой был лебедем, принцем крылатым: гордая шея и гордая стать. Брат мой был принцем, но только под солнцем: злобными ведьмами заговорён. Свет опускался за горы червонцем… Выгнать его, перевёртыша, вон! Свет опускался за горы багрово. Выгнать его, перевёртыша, прочь!

Так мой отец и отказывал в крове
сыну, а с ним — отказалась и дочь.

Каждая сказка однажды — когда-то — будет обкатана тысячей ртов в гальку речную. Мой брат был крылатым: он бы покинул отеческий кров белой звездой поперёк небосвода, только ведь я не умела летать, так что пришлось уходить на свободу тропкой лесною и тихо как тать. Так что пришлось — через чащу, на берег, вниз по реке (отыскалась ладья).

Мы поселились в холодной пещере:
брат и сестра, белый лебедь… и я.

Каждая сказка однажды — когда-то — острой стрелою вонзится под грудь.

Брат мой был лебедем, принцем крылатым, я же навряд ли была кем-нибудь. Брат мой был добрым, спокойным, игривым — белым пером обрастая на ночь. Я же тайком собирала крапиву: слышала где-то, что может помочь. Мол, если кто-то рискнёт повозиться, вытерпит боль посильнее огня,

свяжет рубашку крапивную птице —
то и проклятье получится снять.

Каждая сказка однажды — когда-то — станет… А впрочем, ведь может не стать.

Брат мой был лебедем, птицей крылатой: белая шея и дивная стать. Брат мой был добрым, красивым и смелым, ветра быстрее и правды честней. Я же рубашку сплести не сумела, руки крапивой сожгла до костей. Я же однажды проснулась под вечер (падало солнце в леса за рекой),

брат опустил мне рубашку на плечи
левой, чуть-чуть обожжённой рукой,

правую руку к груди прижимая, будто баюкая, боли боясь. Села рубашка по мне как влитая: жгучих уколов крапивная вязь. Села рубашка так плотно и туго, кожей второю ко мне приросла: молча смотрели тогда друг на друга принц и принцесса, четыре крыла. Так я и стала такой же крылатой, только чернее любой черноты.

Каждая сказка однажды — когда-то! —
станет тем самым,
чем сделаешь ты.

Так оно и будет, я уверена. И каждому из вас предстоит создать много-много удивительных сказок. О других способах сделать их концовки трогательными и эффектными я расскажу в следующем выпуске.

А пока – держите домашнее задание. Найти по одному примеру, когда:

1) стихотворение заканчивается той же строчкой, с которой и начинается,
2) в концовке стихотворения повторяется первая (или любая другая) строчка, но с изменениями (изменена может быть она сама или то, что следует за ней),
3) по всему стихотворению рассыпаны слова или образы, которые автор удачно обыгрывает в конце.

Свои варианты присылайте на электронный адрес нашего журнала vskrizhal@mail.ru – или просто отмечайте их для себя.


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *