Школа поэзии: Занятие 1. Ритм

 

На вводное занятие

В прошлом выпуске я задала вам несколько вопросов, и самым главным из этих вопросов был «Что делает стихи стихами?».

Огромное спасибо за все ваши замечательные ответы! Мне было бесконечно интересно и бесконечно приятно читать их, и вот что я хочу сказать вам в ответ…

Можно бесконечно долго рассуждать о том, что это короткое слово (или, точнее, целое явление!) означает для каждого из нас – ведь все мы пришли к поэзии неслучайно, но вместе с тем есть несколько объективных факторов, позволяющих нам при взгляде на страницу печатного текста сообразить, что перед нами – стихи. Даже если их напишут в строчку – специально или для того, чтоб запутать.

Что позволяет нам так безошибочно отделять стихотворные формы от прозаических? Наша интуиция? Голос сердца? Или, может быть, ритм, без которого немыслимо стихотворение?

Я думаю, всё-таки ритм (хотя и голос сердца не нужно недооценивать).

 Именно мерность стихотворной речи, её ритмическая составляющая и позволяет нам отличить стихи от прозы (а на помощь ей зачастую приходят и рифмы).

Мы все привыкли к формулировке «размер» и каждый из нас хотя бы раз в жизни, но слышал такие понятия, как «ямб» и «хорей», а иногда даже «анапест» и «амфибрахий», но, на самом деле, для того, чтобы ухватить суть, необязательно погружаться в глубины теории.

Для начала нужно запомнить всего несколько вещей: 

  1. Во-первых, ритм должен быть.
  2. Во-вторых, ритм строится на основе чередования ударных слогов с безударными (и именно от количества таких слогов и происходят разнообразные стихотворные размеры).
  3. В-третьих, раз ритм состоит из чередования ударных и безударных слогов, существующие в языке нормы ударения следует соблюдать.
  4. И, наконец, в-четвёртых, выбранного ритма следует придерживаться на протяжении всего стихотворения. Лёгкие отклонения от последнего правила допустимы, но для того, чтобы они выглядели гармонично и не «выдёргивали» читателя из произведения, обычно нужны опыт и практика.

Я не зря упомянула читателя. Думаю, всем знакомо это волшебное ощущение: когда читаешь что-то и буквально растворяешься в тексте, погружаешься в него так, что иногда даже окружающие не могут до тебя достучаться.

Но ошибка в ритме, ритмический сбой вполне может стать для читателя тем, что не позволит ему погрузиться в произведение так глубоко, как хотелось бы.

Дело в том, что, читая стихотворение, мы всегда акцентируемся на ритме и, подчиняясь ему, проговариваем в голове каждую строчку, и если ритм собьётся – мы неминуемо запнёмся. Остановимся на минуту, пытаясь понять, что произошло. Ещё раз перечитаем злополучную строчку. Потрясём головой. Вернёмся к началу. Снова перечитаем…

Впечатление будет испорчено.

Чтобы такого не случилось, стихотворение должно идти ровненько, как по маслу.

Как этого добиться?

Я вспоминаю один из первых советов, данных мне моей тётей, поэтессой и писательницей Надеждой Омелко, о которой я упоминала в прошлом выпуске нашего журнала.

               Совет этот – очень простой:

Оказывается, чтобы соблюсти ритм, достаточно просто считать количество слогов в рифмующихся строчках: оно должно быть одинаковым!

Скажу честно: поначалу мне приходилось непросто. Когда я только начинала писать стихи, компьютеров ещё не было – и писала я от руки. Прежде, чем записать новую строчку, мне приходилось вслух проговаривать её, одновременно считая количество слогов в той строке, с которой я хотела её срифмовать. Потом, уже после появления компьютера, я считала слоги, водя пальцем по монитору. А потом мне стало это не нужно. Я привыкла. Время и практика – лучший ключ к тому, чтобы овладеть любым инструментом, в том числе и литературным.


Домашнее задание:

Поэтому я предлагаю вам немного попрактиковаться.

Давайте возьмём стихотворение известного классика – и попробуем, следуя его ритму, сочинить что-то своё. За основу я предлагаю взять первое четверостишие из знаменитого стихотворения Афанасия Фета:

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.

В каждой строчке здесь по восемь слогов. По восемь слогов должно быть и в каждой строчке того, что получится у вас!

Присылайте свои варианты на электронный адрес нашего журнала vskrizhal@mail.ru – или просто придумывайте их в своей голове. Можете пробовать ещё и ещё, уже на другие ритмы, в том числе свои собственные, главное – суметь подчинить свою поэтическую мысль единому ритму, постараться выдержать его от начала и до конца!

Кстати, я буду рада не только получить ваши варианты стихотворений, но и узнать о ваших эмоциях от этого упражнения. Было ли вам сложно и почему – или, может быть, этот поэтический манёвр вам давно покорился и не вызывает никаких затруднений? Рассказывайте!


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

Комментарии 3

  • Здравствуйте!

    Мы пропустили занятие в « Школе поэзии» — ритм, и решили наверстать упущенное. Оказалось, что это очень сложно(( Доча долго мучилась, но получилось только 8/9:

    И ничем нас не удивить,

    Все мы видели, все мы знаем!

    Как же сложно таким нам жить!-

    Лучше взрослых все понимаем...

    Но, вдруг, где-то обидели-

    Мы «взрослость» свою забываем,

    Бежим к нашим родителям,

    Любимых, родных обнимаем!

  • Здравствуйте! Это дом. задание.

    «Расставание»

    Будет холодно и больно...

    Расставание — не встреча.

    Ты ушёл, как ветер вольный,

    Счастье в сердце искалечив.

    Надо жить... Но так печально

    Майский дождь стучит по крыше...

    Все разлуки — изначальны...

    Встречи — как решат, кто выше...

    За окном амуры вьются

    О стекло ломая стрелы.

    Жаль, любовь разбилась блюдцем...

    Склеить бы... Я не сумела...

    Не очень нравится такой ритм. С чередованием слогов 8-7 в стихах, будет звучать лучше.

    «Февральская вьюга»

    Сикось-накось ветер дует,

    Кружит снежную метель.

    То ли Бога кто-то всуе

    Поминает, то ль чертей.

    То завоет, то запляшет

    Колких льдинок круговерть,

    То из труб прёт в небо сажу –

    В землю клонит вдруг, как смерть.

    Впереди снег сдуло с крыши.

    Сзади дом – сплошной сугроб.

    Глядь, луна сквозь тучи вышла.

    Скрылась снова, точно в гроб.

    Скалит зубы вьюга, злится.

    Под ногами снег скрипит.

    Снежно-хлопковые ситцы

    В горы стелет. У ракит

    Ветки гнёт до самой снежи,

    Рвёт, ломает и крушит.

    Словно зимняя вся нежить

    Потеряла нынче стыд.

    Распоясалась и в гневе

    Дует, рвёт со всех сторон.

    Лес наш – прутье-хвойный невод –

    Застонал сквозь зимний сон,

    Зашумел; ветвистой плетью,

    Лапой хвойной замахал.

    И всю нечисть в прутьев сети

    Заглотил. Такой нахал!

    Всё утихло и умолкло.

    Тишина. Покой. И снежь.

    И луна из плена дрогнув

    Засияла цветом беж.

    С уважением, Александрина

    • Александрина. Приветствуем в нашей школе поэзии. Желаем совершенствоваться в творчестве все больше и больше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *