Школа поэзии: Занятие 8. О чем писать? Сознательный поиск

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

Здравствуйте, дорогие начинающие и продолжающие поэты!

Как успехи с домашним заданием и поиском интересных вещей, о которых хотелось бы написать?

Сегодня мне бы хотелось поговорить как раз о последнем. Так бывает, что мысли сами, словно из ниоткуда, приходят в голову, а руки тянутся писать, но, на самом деле, настоящий писатель всю жизнь находится в поиске того, о чём написать. И поэт, конечно же, тоже. Причём под поиском я понимаю вполне сознательный процесс смотреть по сторонам, замечать интересные вещи, придумывать для них метафоры и сравнения, коллекционировать их, и заодно – коллекционировать собственные эмоции и моменты из жизни, а после – создавать на основе всего этого стихотворения.

Попробовать предлагаю прямо сейчас.

Для того, чтобы начать, обратимся к простой и важной теме, знакомой каждому – своей малой родине. Неважно, в городе мы живём или в деревне, в крупном мегаполисе или практически на лоне природы, мы всё равно чувствуем связь со своей родиной и испытываем к ней самые разные эмоции, порой очень сильные. Больше того, для молодого поэта эта тема является одной из самых актуальных, ведь в литературном сообществе то и дело проводятся конкурсы, посвящённые родине, и было бы неплохо иметь для них что-то особенное!
Про особенное я тоже говорю неслучайно. Как неоднократная участница разнообразных конкурсов именно в качестве члена жюри, скажу по секрету: большинство стихотворений о своей малой родине очень друг на друга похожи. Да я сама писала такие… В основном, они состоят из признаний типа «Мой город очень маленький, но я всё равно его люблю» и «Кому-то может не понравиться, а мне здесь хорошо!». Как мы все понимаем, похожесть стихотворений разных авторов никому из них на пользу не идёт. Всё-таки мы должны стремиться к разнообразию и, самое главное, выражению собственных, искренних чувств.

Как этого добиться?

Первый способ: подумайте о тех местах вашей родины, которые для вас являются особенными.

Это может быть двор вашего дома – или переулок по пути в школу, это может быть парк или отдельная скамейка в нём, что угодно. Главное, чтоб вас и это место связывали какие-то эмоции. Или, может быть, даже какая-то история: чтобы там произошло нечто важное и дорогое для вас.

Вот об этой-то истории и стоит написать. Чтобы место действия и ваша родина стали для читателя не просто набором слов или предложений, а живой иллюстрацией к вашим эмоциям, чем-то большим…

Есть и второй способ.
Сначала присмотримся к тому, что нас окружает.

Необязательно прямо сейчас, для этого задания, скорее всего, потребуется несколько дней. Попробуем посмотреть по сторонам и записать 3 или 4 факта о том, что увидим, оформив их как-нибудь интересно, через призму своего индивидуального виденья.
Факт может быть, например, вот таким:
Закаты осенью особенно яркие, как будто солнце пытается заранее нагореться на всю зиму, ведь зимой темнота опускается рано и закатной красоты никто не увидит.

Следующий шаг – попробуем придумать к этому предложению как можно больше ассоциаций. Десять будет оптимальной цифрой, хотя, конечно, всё зависит от вашего желания и вашей фантазии.
Мои ассоциации: небосклон, прохлада, вечер, насияться, опавшие листья, город, капюшон, отражения в окнах, золото, малиновый (цвет заката).

Что дальше?
Дальше попробуем подобрать рифмы к каждой из этих ассоциаций. Минимум – две, а максимумом пусть будет пять.

Небосклон – влюблён, поклон, балкон
Прохлада – автострада, снегопада, осада
Вечер – недолговечен, скетчем, встречей
Насияться – протуберанца, пальцем, танцы
Опавшие листья – спешащие, летящие, краше, в выси, кистью, мысли
Город – ворот, молод, скоро
Капюшон – опустошён, хорошо, пришёл
Отражение (в окнах) – прощение, жжение, шеями
Золото – хóлода, колотый, молотом
Малиновый – неумолимою, бензиновый, машинного

А теперь – самое интересное. Внимательно смотрим на то, что получилось, и пытаемся создать из этого историю, переложив на стихи тот самый факт из самого начала. Необязательно использовать ВСЕ рифмы из вашего списка, но они должны стать опорой для вашей фантазии.

Когда идёшь домой, дрожа от холода,
По городу, зажатому в осаду
Осеннего простуженного золота
И ласковой октябрьской прохлады,
Один лишь взгляд наверх – и ты, спешащая,
Целуешься глазами с небосклоном.
Над крышами, над листьями опавшими –
Закат, в свою безудержность влюблённый,
Разлившийся поверх большого города,
Впечатавшийся в окна отражением,
Застывший у прохожего под воротом,
Повисший над столбов фонарных шеями,
Сияющий, отчаянно малиновый,
Взрывающийся ввысь протуберанцами,
Как будто пред зимой неумолимою
Он хочет напоследок насияться, и

Два месяца – мы всё, опустошённые,
Замрём под пеленою снегопадов…
Но для тебя под сгибом капюшоновым
Я сохраню осенние закаты.

А что, связанное с вашим родным местом, хотелось бы навсегда сохранить в памяти вам? Чем бы вам хотелось поделиться? Расскажите об этом в стихах, попробовав написать их по сегодняшней инструкции. Ждём ваших писем на электронный адрес нашего журнала vskrizal@mail.ru

Удачи!


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.