Школа поэзии: Занятие 7. Что делает поэта поэтом?

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

Привет всем, кто уже пишет, и всем, кто только собирается начать

На чём мы остановились? Кажется, на самом романтичном домашнем задании: присмотреться к закатам и описать их самым необычным образом, который только придёт в вашу голову.

Конечно, делать так можно не только с закатами. Умение говорить обо всем известных вещах своими собственными словами – это то, что во многом делает поэта поэтом. Но знаете, что ещё делает поэта поэтом?

Работа. Много-много работы.

Вы, наверное, не раз слышали слова о том, что талант – это только 5% успеха, а остальные 95% приходятся на тяжёлый, упорный и методичный труд. Да-да, тот самый, который вместе с терпением всё перетрёт. Звучит так банально, что, читая эти строки, наверняка хочется закатить глаза… Хочется, да? Тогда закатите. Сделайте это раз, второй, а потом – принимайтесь за работу, потому что единственный способ чего-то добиться – это взять и заняться делом.

Какая работа в поэзии? О, я думаю, вы уже знаете. Мы с вами многому научились: выдерживать ритм, подбирать рифмы, создавать эффектные концовки, анализировать свои и чужие произведения… Всё это – важные и нужные составляющие поэтического труда, но главный секрет заключается в том, что чем больше ты что-то делаешь, тем лучше у тебя получается, поэтому сегодня будем просто писать.

Ну, может быть, не так уж и «просто».Может быть, писать мы будем в соответствии с заданиями, которые я для вас подготовила.

Н а одном из занятий мы уже пробовали продолжать известные строчки, используя любые из заданных вариантов рифм, но теперь – усложняем задание. Теперь нужно выбрать не просто любые рифмы, а использовать ВСЕ, да как-нибудь так, чтобы получилась цельная, законченная (пусть и немного абсурдная история).

Итак, вот эти строчки:
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.

Нужно продолжить с вот этими рифмами:
РИФМА РАЗ: врагу, берегу, убегу, курагу, прогул, торгу, могуч, утюгу, тайгу, чугун.
РИФМА ДВА: сутулость, думы, руны, рисунок, осунусь, латунный (чугунный), лунный, шхуна, секундный, кануном.

Разобравшись с рифмами, переходим к рифмовке.
Подумайте: какую схему вы используете чаще всего? Рифмуете строчки попарно или «соединяете» их внутри четверостишия? И если последнее, то как оно происходит – первую с третьей, вторую с четвёртой, или как-то ещё?

Давайте попробуем разнообразить этот процесс и написать стихотворение, где строчки будут рифмоваться друг с другом по схеме АББА (то есть, первая с четвёртой, а вторая с третьей) – и пусть в этом стихотворении будут слова ЛОСЬ, ЯГОДА и ОБЛАКА (только, очень прошу, не рифмуйте их со словом РЕКА, это же первое, что любому приходит на ум!).

Справились?

Тогда усложняемся и переходим на новый уровень. Вот сразу две сложных схемы.
Первая пусть выглядит как АБАББ: здесь первая строчка рифмуется с третьей, а остальные – друг с другом. Да, это пятистишие! Не пугайтесь. Ключевые слова – БУМАГА, МАГИЯ и СОН (использовать их, конечно же, можно в любом падеже).

Второй вариант задания – для самых смелых и отчаянных. Ключевыми словами в нём будут АВГУСТ, ВЧЕРА, ЗАКОН и РЕШЕТО, а рифмы пусть перетекают из одного четверостишия в другое. Смотрите:
АААБ
ВВВБ
СССД
ЕЕЕЕД

То есть, три первых строчки четверостишия рифмуются между собой, а последняя, четвёртая, рифмуется с последней же строчкой следующего четверостишия.

Сложно представить? Тогда приведу вам пример:
Легко ли жить, когда дышать
Так сложно, что твоя душа
Скользит по краю, не спеша,
И смотрит в вечность?
Мой август выложит слова
В опавших листьев рыжий вал –
Вчера там ветер танцевал.
Всё скоротечно.
Всё отгорюет и уйдёт:
Сначала листья вмёрзнут в лёд,
Потом весна их украдёт –
Закон природы.
И спорить с ним – что в решето
Набрать воды… Я верю, что
Ничто не вечно, но ничто
И не проходит.

Кстати, эту схему можно видоизменять как вам угодно. Например, сразу все четвёртые строчки могут рифмоваться между собой. Или все остальные – не только в рамках одного четверостишия, но в рамках целого текста. Или можно устроить чередование: то, что было рифмой для четвёртых строк в двух первых катренах, пусть станет основной рифмой для трёх строк в двух следующих строфах, и так далее!

Экспериментировать с рифмой – интересно и весело.

О том, что у вас получилось вы можете рассказать мне, прислав письмо на электронный адрес нашего журнала vskrizhal@mail.ru. Я с нетерпением жду результатов.

Удачи!


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *