Школа поэзии: Занятие 6. Тонкости поэтического мастерства

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

И снова здравствуйте, дорогие читатели!

В этом номере мы с вами продолжаем беседовать о тонкостях поэтического мастерства в целом и умении создавать эффектные концовки в частности.

Нашим домашним заданием было присмотреться к стихотворению Роберта Рождественского и ответить на несколько вопросов.

Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.
Я тащил на усталой спине свой единственный крест.
Было холодно так, что во рту замерзали слова.
И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.
И разжег я костер на снегу.
И стоял.
И смотрел,
как мой крест одинокий удивленно и тихо горел...
А потом зашагал я опять среди черных полей.
Нет креста за спиной...
Без него мне
еще тяжелей.

(©) Роберт Рождественский

А вопросы были такими:
Ожидаемо ли для нас такое завершение текста? Можем ли мы его предсказать? Знаем ли мы с самого начала, к чему ведёт автор? Какой путь проходит и на что надеется его герой? Получает ли он то, чего хочет?

Я обещала так же, как и вы, ответить на эти вопросы и, конечно, сдержу своё обещание.

Такое завершение текста было для меня достаточно неожиданным, но вместе с тем – очень правильным и гармоничным. Оно не возникает ниоткуда, а логично вытекает из всей рассказанной нам истории, вместе с тем – просчитать и предсказать его заранее невозможно. Конечно, мы можем догадаться, к чему ведёт автор, но только если похожим образом чувствуем мир или являемся очень проницательными читателями. А может быть, мне только кажется, что в этих случаях можно что-то предугадать: просто после того, как прочитаешь это стихотворение, другой концовки уже и представить не можешь.

Именно поэтому концовка и вызывает такое сильное впечатление: она находится на своём месте и вместе с тем – поражает своим глубоким внутренним смыслом.

Герой стихотворения, уставший от непосильной ноши, замерзает в метафорических снегах – и мечтает согреться, сняв с себя свой тяжёлый крест, но его надежде не суждено оправдаться: без креста оказывается ещё тяжелее. Что понимать под крестом, каждый решает сам – свои обязанности ли, свою ли судьбу, веру во что-то, своё ли доброе сердце или чувство ответственности… Неизменно одно: крест – часть личности героя, одна из составляющих его «Я» и без него идти невозможно. Как невозможно, например, поэтому не писать стихи.
А для того чтобы писать их грамотно, красиво и впечатляюще, я думаю, нужно к этому и стремиться: чтобы, прочитав ваше стихотворение, читатель понимал, что по-другому его и представить не может. И, конечно, самое важное – писать нужно честно и искренне.

Поэзия – способ выражения своего видения мира, и именно в искренности её главная сила.

Каждый человек уникален и вместе с тем все мы похожи. Каждый человек звучит неповторимой мелодией, но все мелодии состоят из одного исходного набора нот, как все слова строятся из букв алфавита. Наша сила, как поэтов, в индивидуальности – и в том, какой отклик она найдёт в других людях, настроенных на ту же волну. И чем искреннее, чем честнее мы будем, тем больше людей смогут разглядеть в наших словах что-то, что будет близким, родным и понятным им тоже.

Для чего люди читают стихи?

Чтобы насладиться красотой языка, получить удовольствие от прикосновения к литературе. Чтобы найти для себя что-то новое, узнать что-то новое и что-то новое ощутить. Или, наоборот, найти и ощутить что-то уже знакомое, что-то, через что они проходили. Почувствовать общность и сопричастность. Выразить свои чувства чужими словами. Понять, что они не одиноки, что кто-то ещё разделяет их мечты, стремления, ценности или даже страхи и боль. Ответов может быть много, но их все объединяет одно: чем честней будет автор, тем выше вероятность, что всё это получится.

Искусство – это сплав личного опыта и фантазии, и ключ к успеху заключается именно в первом. Фантазийная, выдуманная часть может быть сколько угодно интересной, но без личного опыта и искренности автора она никогда не будет правдоподобной. Читатель в неё не поверит – а значит, не сможет пропустить сквозь себя.

Поэтому очень важно писать о том, что знаешь ты сам. О том, через что ты проходил, видел своими глазами, прикасался собственными руками. О том, что тебя действительно волнует. О том, что с тобой случалось.

Если автор пишет о чём-то, что ему незнакомо, читатель всегда это замечает и чувствует. И то же самое происходит, если автор пишет о чём-то, что ему на самом деле неинтересно.

«Дайте мне вас», – вот что я всегда говорю своим ученикам. Со всей вашей скромностью или сумасбродностью, со всеми вашими мыслями и идеями, со всей вашей радостью или тоской. Ваши стихи не должны быть такими, какими их писал Маяковский, или о том, о чём их писал Лермонтов… Они должны быть честными, настоящими и вашими.

Ваши стихи – это истории, которые можете рассказать только вы, причём написанные так, как можете только вы.

Во всяком случае, это то, на мой взгляд, к чему нужно стремиться.

Даже самую обычную и самую банальную вещь каждый из нас, если постарается, может описать по-разному. Можно назвать закат просто красивым, а можно – золотистым или кровавым. Я, например, больше всего люблю «наглые закаты» – так я называю такие закаты, когда в золотые, розовые и фиолетовые краски небо окрашивается не только на западе, но целиком, вплоть до востока, который вообще-то ассоциируется с рассветом. Как будто такому закату мало отведённого ему запада, ему хочется всё.

Подумайте: а как бы вы описали закат?

Именно таким будет ваше первое домашнее задание. Придумать пять необычных способов описать закат. Только действительно необычных, а несколько из них могут быть очень смелыми или даже слегка с сумасшедшинкой! Не ограничивайте фантазию. И необязательно в стихах, можно в прозе, ведь мы просто развиваем мышление и учимся искать новые образы.

  1. Если вам понравится, то можно сделать то же самое и с другими вещами, о которых так или иначе пишут практически все. Найдите необычные слова для жёлтого осеннего листка, пушистого одуванчика или, например, крепкой дружбы. Это будет нашим заданием номер один.
  2. В качестве второго задания я попрошу вас найти и поделиться со мной чужим (!) стихотворением, которое было бы близко вашему видению мира и совпадало бы с вашими чувствами, мыслями или настроением.

В следующий раз я поделюсь с вами своими мыслями по этому поводу, а пока… Ответы и свои размышления присылайте на электронный адрес нашего журнала vskrizhal@mail.ru – или просто проговаривайте для себя.

Удачи!


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

 

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *