На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки
Здравствуйте, дорогие читатели!
Два предыдущих занятия «Школы Поэзии» были посвящены концовкам стихотворений – их вариантам и разновидностям, а также наглядным примерам.
Нашим домашним заданием было найти один (или, при желании, больше) поэтический текст, концовка которого казалась бы нам очень эффектной: задевала бы нас за живое, будила эмоции, может быть, даже заставляла плакать. Но не просто найти, а – попробовать разобраться, как и почему, за счёт чего достигается такой эффект?
На самом деле, такое задание способно помочь любому начинающему (да и продолжающему!) поэту. Так учёные наблюдают за погодными явлениями, чтобы узнать о них каждую мелочь. Если подмечать удачные моменты, выделять понравившиеся вам строчки и пытаться понять, почему они показались удачными и почему достучались до сердца, можно многому научиться или, по крайней мере, увидеть, как другие авторы делают что-то, что кажется нам интересным. А опираясь на это, можно понять и что хочется делать нам самим. Иногда даже – КАК это сделать.
Поэтому для любого поэта очень важно читать стихи. Не копировать из них фразы или ритмический рисунок (это очень, очень невежливо и называется плагиатом!), но расширять свой кругозор и своими глазами видеть, как другие авторы создают свои произведения. Ведь, как говорят писатели, если у вас нет времени на то, чтобы читать чужие книги, вы и свою никогда не напишете.
Но… вернёмся к концовке.
Как же, в конце концов, сделать её яркой и запоминающейся?
Для начала я вас расстрою: одного-единственного рецепта не существует.
Поэзия – не математика и не физика, здесь невозможно подставить любые, произвольно выбранные слова в какую-то формулу и получить результат.
Но есть и хорошие новости. Пусть поэзия и отличается от точных наук, в ней тоже есть свои закономерности.
Так, например, у любого текста есть две плоскости или, если хотите, две стороны, внутренняя и внешняя. Или по-другому – содержание и форма.
Содержание – это внутренняя сторона, внутреннее наполнение стихотворения. Это то, о чём оно написано. Причём не только для автора, но и для читателя (а вы, наверное, замечали, что, когда даёшь почитать свои стихи разным людям, онивоспринимают их совершенно по-разному!).
А форма – это внешняя сторона поэтического текста, это то, как он «выглядит», как он сделан, какие слова его автор подобрал для того, чтобы раскрыть свою мысль
Весь мир стремится к гармонии, то есть – к равновесию, в том числе между формой и содержанием. В хорошем стихотворении прекрасно и то, и другое. В хорошей концовке, конечно же, тоже.
В ней должна содержаться «вся соль» вашего текста. Красивая и ёмкая по своему построению фраза (без лишних слов, без ошибок в ударении, без стилистических неточностей, о которых, кстати, мы поговорим в следующих выпусках!), смысл которой предельно понятен.
Этот смысл может оказаться читателю близок, а может удивить его, но, самое главное и безусловное, он должен быть.
Концовкой автор может подытожить весь свой текст. Повторить в ней свою основную мысль. Или, наоборот, поставить её под сомнение, добавив к ней знак вопроса. В концовке автор может шокировать читателя, написав о чём-то неожиданном (но вместе с тем – вытекающем из текста).
В качестве концовки может выступить известный афоризм или расхожая фраза: от того, как часто их повторяют люди, они наполняются особенным смыслом и начинают много значить для каждого. Но с таким приёмом не следует перебарщивать (как, впрочем, и с любым другим) – если все свои стихи вы будете заканчивать одинаково, читателю это наскучит. Стать ярким финалом может ваша собственная основная мысль, особенно если именно с неё вы начали стих или если она тянулась через весь текст красной нитью…
Главное, соблюсти гармонию между её особенным смыслом и грамотным воплощением! Любая неточность и любые ошибки в последних строках заметны сильнее всего… Кроме формы и содержания, в современной поэзии особое значение имеет и то, как ваше стихотворение выглядит на листе бумаги или же на экране. И эту особенность восприятия можно использовать себе на пользу: например, «разбив» последнюю строчку на несколько коротких – так у читателя создастся эффект паузы в нужных, задуманных вами местах…
Примерно так, кстати, выглядит концовка стихотворения, которое станет нашим новым домашним заданием. Оно в этот раз будет довольно простым.
Я покажу вам всего лишь один текст (и попрошу ответить на несколько вопросов).
Готовы?
Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.
Я тащил на усталой спине свой единственный крест.
Было холодно так, что во рту замерзали слова.
И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.
И разжег я костер на снегу.
И стоял.
И смотрел,
как мой крест одинокий удивленно и тихо горел...
А потом зашагал я опять среди черных полей.
Нет креста за спиной...
Без него мне
еще тяжелей.
© Роберт Рождественский
Ожидаемо ли для нас такое завершение текста? Можем ли мы его предсказать? Знаем ли мы с самого начала, к чему ведёт автор? Какой путь проходит и на что надеется его герой? Получает ли он то, чего хочет?
И, конечно, почему же концовка этого стихотворения производит такое сильное впечатление?
В следующий раз я поделюсь с вами своими мыслями по этому поводу, а пока… Ответы и свои размышления присылайте на электронный адрес нашего журнала vskrizal@mail.ru – или просто проговаривайте для себя.
Удачи!
С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»
P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:
Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).
На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки