Школа поэзии: Занятие 11. Свое звучание

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

И снова здравствуйте, мои дорогие начинающие, продолжающие и сомневающиеся поэты!

Сегодня мы с вами продолжим искать свой собственный голос и своё собственное звучание, упражняясь в стихосложении. Для этого возьмём, пожалуй, самую актуальную сейчас тему – медленно, но верно приближающуюся осень.

Сколько об осени было написано стихотворений? Не перечесть!

Писали о ней и классики, и современники, и практически каждый из тех, кто сейчас читает эти слова. Буквально все, с той или иной степенью серьёзности, занимавшиеся литературой, хотя бы раз, но посвящали свои строки этому времени года. Унылая пора, как говорится, очей очарованье!

Давайте именно к этому тексту и обратимся.

А теперь предлагаю вам попробовать рассказать о том же самом, но только своими словами. Для этого нам придётся разложить стихотворение буквально по полочкам, разобрав в нём каждый образ, каждый приём и метафору…

О чём говорит Пушкин? О том, что осень в чём-то наводит тоску, но при этом всё ещё радует глаз – и лично ему её красота очень даже по вкусу. Ему нравится процесс умирания природы: эти новые разноцветные наряды деревьев, эти будто бы усилившиеся ветры, несущие с собой обещание перемен, и особенные, потемневшие облака на небе, которое постепенно становится всё ниже и ниже, и даже солнце, которого становится всё меньше и меньше… Совсем скоро настанет зима, но если большинству людей не хочется её приближения, оно их пугает, то автору всё нипочём!

Попробуйте написать два осенних четверостишия, максимально отстранившись от оригинальных формулировок и используя вместо них те слова или мысли, которые я употребила выше. Да, несмотря на то, что они кажутся довольно банальными!

При всём уважении к Александру Сергеевичу, его осеннее стихотворение уже настолько всем известное и знакомое, что удивить своей оригинальностью не может. Мы не только много раз всё это читали, но и много раз так чувствовали и думали: да, осенью грустно, да, она всё равно красивая, да, цвет листьев на деревьях меняется, да, приближение зимы ощущается практически кожей, да, большинство людей зиму не любят, но иногда бывает такое настроение, что скорей бы, скорей бы!

И, возможно, даже если вы сейчас выполнили задание, не используя вообще ни одного слова из тех, что были у Пушкина, при детальном анализе мы обнаружим, что ничего нового и интересного в вашем стихотворении нет. Ну, только если, конечно, вы не привнесли туда что-то своё. Если привнесли – молодцы. Если нет – не расстраивайтесь, ведь такой задачи сейчас не стояло.

Но как же сделать так, чтобы даже такая избитая тема, как осень, в наших устах зазвучала ярко и необычно?

Вместо ответа приведу вам стихотворение Сергея Есенина – такое же небольшое.

Если мы сравним его с первым стихотворением (тем, что принадлежит перу Пушкина), то мы увидим пару общих моментов: во-первых, это осенний ветер, во-вторых, осенние цвета (багрец и золото у Пушкина, рыжий и красный у Есенина). Но насколько разными способами выражены эти общие моменты!

Я ни в коем случае не имею в виду, что кто-то справился хорошо, а кто-то – плохо, но давайте обратим внимание на то, как по-разному «сделаны» эти стихотворения. Пушкин рассказывает о своём отношении к осени (или – отношению к осени лирического героя), Есенин вообще не даёт подобных оценок. Он просто описывает. Точнее, совсем не «просто»: он рисует нам настоящий пейзаж с чащей можжевельника и речными берегами, а осень называет рыжей кобылой. Вот она чешет гриву (наверняка оставляя на кустах «волоски» из этой гривы – жёлтые листья), вот звенит подковами над берегами (сюда можно отнести, например, крики улетающих птиц). Вот ветер – монах и затворник – осторожно идёт по листве, заставляя её шелестеть с каждым шагом, а красные ягоды рябины сравниваются с ранами и поцелуями.

Не правда ли, необычно? И именно так пишутся необычные стихотворения.

Возьмите всё, с чем у вас ассоциируется осень – и переверните с ног на голову, описав самым оригинальным образом. Сравните ставшие цветными деревья со светофорами, а закатные облака – с разноцветными ленточками, расскажите о том, как разглядываете в сентябрьских лужах своё собственное лицо или разбиваете его отражение резиновыми сапогами… Делайте всё что угодно!

Да, точно. Напишите мне осеннее стихотворение, в котором будут резиновые сапоги, деревья-светофоры и сон, который вам сегодня приснился.

А потом придумайте по одной ассоциации к резиновым сапогам, деревьям и сну – и напишите стихотворение вот об этом.

И повторите ещё раз.

А потом – обязательно вышлите их на электронный адрес нашего журнала vskrizhal@mail.ru я в свою очередь поделюсь с вами тем, что получилось у меня самой. Удачи!


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

 

На стартовую страничку школы поэзии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *