Школа поэзии: Занятие 10. Тема стихотворения

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

Рада приветствовать вас, мои дорогие поэты!

Последнее время мы много говорим об индивидуальности, личном видении и том поэтическом голосе, который присущ только нам, но сегодня я предлагаю немного отклониться от этого вектора – и поговорить о празднике, который играет очень важную роль как в истории нашей страны, так и в литературе.

Конечно же, я имею в виду 9 мая – День Победы!

Этот праздник актуален всегда. Не только 9 мая мы вспоминаем и чтим всех бойцов и героев войны, но и каждый день носим в себе благодарность за мирное небо над головой, а юбилейные годы становятся временем огромного количества тематических мероприятий и конкурсов. В 2020 году исполняется 75 лет с окончания Великой Отечественной войны, а это значит, что на протяжении всех 12 месяцев проводятся и будут ещё проводится самые разные акции, посвящённые этой победе, и вы, как юные таланты, скорее всего, будете принимать в них участие.

Наверняка, многие из вас уже успели отправить свои стихотворения на местные, региональные и даже федеральные конкурсы о победе. Кто-то поучаствовал в конкурсах в качестве чтецов, неважно, своё вы читали или чужое, стихи или прозу. А кто-то, я думаю, отправил получившиеся видео и тексты и на другие конкурсы, даже если эти конкурсы не имели отношения к теме войны.

Вот об этом мне и хотелось бы поговорить.

Как человек, который постоянно оказывается в числе членов жюри тех или иных конкурсов (как поэтических, так и исполнительских), я хочу поделиться с вами некоторыми особенностями этой закулисной «кухни». Доверять моему мнению или нет – решение, разумеется, исключительно ваше.

Во-первых, на конкурс, который войне не посвящён, стихотворения о войне лучше не отправлять. Во всяком случае, в год юбилея победы. Почему? Всё очень просто. Если в год юбилея победы вы отправляете на обычный конкурс, у которого нет чёткой тематики, стихотворение или видео своего прочтения стихотворения о войне и победе, все сразу понимают: это было написано или снято для какого-то другого конкурса, а вовсе не для этого. И никому не нравится быть такими неособенными. Организаторы стараются и вкладывают душу в свои мероприятия, поэтому, я думаю, им хочется получить соответствующий отклик и оригинальные работы. Меня, как члена жюри, обычно расстраивают такие вещи. Выходить на несколько конкурсов с одним и тем же материалом мне кажется не этичным, а когда бОльшая часть работ на не-военном конкурсе посвящена войне, судить их становится не так интересно, как могло быть.

Не поймите меня неправильно: в любви к своей стране и благодарности своим предкам нет ничего плохого, только хорошее, однако любой конкурс – это место, где хочется видеть личность участника и слышать его собственный голос. Но когда речь идёт о войне, у юных поэтов редко получается проявить свою индивидуальность.

И это и есть «во-вторых». Самые лучшие стихи мы пишем о том, что пережили сами. О том, что нас восхитило или ранило, сделало счастливыми или несчастными. О том, что мы своими ушами услышали и своими руками потрогали. О том, о чём мы имели немало времени поразмыслить. О том, что буквально ударило нас по голове неожиданной аналогией или ёмкой метафорой. О том, что нам близко.

Война от нас далеко, и это самое лучшее, что только может случиться. Но писать о событиях, произошедших так давно, очень сложно. А ещё сложнее сделать своё стихотворение о войне искренним и настоящим, не похожим на всё, что было написано до, не пытающимся выжать из читателя слёзы, но вместе с тем – пробирающим до глубины души.

Попробуем разобраться, как это сделать?

Сначала нужно найти конкретную тему. Это важно. Чем абстрактнее и расплывчатее наше стихотворение, тем сложнее читателю с ним сродниться и что-то почувствовать. Каждый из нас видел и слышал уже множество стихов на военную тему, и большинство из них были очень похожими друг на друга. Если не верите мне – попробуйте открыть прошлогодний конкурс, проводившийся нашим журналом, найти там все стихотворения про войну и сравнить их между собой. Если верите, всё равно можете попробовать: это даст вам ясно понять, что именно я имею в виду, когда говорю об отсутствии индивидуальности.

Так вот. Один из лучших советов, которые я когда-либо видела и которые касались описания ужасов войны, звучал следующим образом. Не нужно пытаться объять необъятное и написать обо всём сразу. Не пишите о страшной и ужасной огромной войне. Напишите о «мелочах» – о маленьких истоптанных ботиночках на самом краю дороги.

Каждый поэт и писатель знает: в литературе не бывает мелочей. Вообще и совсем. Потому что именно мелочи, в конечном итоге, являются тем, что важнее всего. Они задевают и привлекают читателя, они отражают и выражают реальность, они позволяют показать большое сквозь малое – и сделать это тонко, но одновременно доходчиво.

Поэтому, в первую очередь, нам нужно найти свою «мелочь».

Я беру это слово в кавычки, потому что ничего неважного в войне не бывает. Но вы можете изучить соответствующую литературу и написать о том, что вас тронуло, и покопаться в своей собственной семейной истории – и рассказать в стихах историю своего прадедушки, которого трижды не брали на фронт из-за плоскостопия, а потом всё-таки взяли, и он дошёл до Берлина. Или историю родственников, трудившихся в тылу. Один вечер из жизни девушки-снайпера: вот она уже приготовилась стрелять, а из кустов вдруг вышел не враг, а оленёнок – живой и очаровательный, настоящий символ жизни и мира, вещей, о которых она уже почти позабыла. Одну ночь из жизни всех советских ребят и девчонок: когда, только-только отметив свой выпускной, они услышали страшные новости. Ваши личные впечатления от встречи с ветеранами. То, что вам рассказывали о войне ваши старшие родственники. То, что прошедшие войну люди очень не любят о ней говорить: почему?

Ещё одна важная вещь, которую необходимо знать, когда создаёшь стихотворение, это его посыл. Для чего мы пишем стихотворение о войне?

Просто чтобы заявить его на конкурс? Такое намерение вряд ли приведёт к успеху. В любом хорошем произведении искусства всегда есть его движущая сила, главный ответ на вопрос «Для чего это было написано?» Или, другими словами, что я, как автор, хочу этим сказать? Посыл может быть самым разным, но лично мне ближе всего такой: пожалуйста, пусть больше никогда не будет войны.

Для нас, детей мирного времени, думаю, он ещё и самый честный.

Но, конечно, есть и множество других вещей, которые вы можете захотеть выразить своим стихотворением. Благодарность сражавшимся. Недоумение от того, как вообще взрослые люди могли довести мир до такого кошмара? Сочувствие, сострадание, боль.

Одним из самых лучших, самых человечных и тонких стихотворений о войне я считаю произведение Лиры Абдуллиной, поэтессы, что жила и творила в середине и второй половине ХХ века.

Беда неизбывна.
Но детское сердце
Для скорби
Не очень надёжный сосуд.
Я помню:
Голодные
Пленные немцы
Твердили заученно:
«Гитлер капут!»
И хлеба просили.
Да, голод — не тётка.
Я эту науку
Постигла вполне
И хлеб выносила,
Хоть помнила чётко,
Что папа убит на войне.

 

Глубина этого короткого, немногословного стихотворения поражает. Сияющее сквозь строки умение сострадать и прощать, несмотря ни на что, поражает не меньше. Это, наверное, и есть главная противоположность самого понятия «война» – умение оставаться человеком. И милосердие.

Мне очень хочется, чтобы мы об этом не забывали.

Чтобы стихотворения, которые вы пишете о войне, не становились простым перечислением действий: «побежали, упали, умерли» или плакатными лозунгами «Долой фашистов!», потому что и действия, и лозунги ничего не значат, если за ними нет главного – человека. Вы и есть этот человек. Найдите его, покажите его. Пусть он скажет то, что действительно хочет сказать.

А если сказать ему пока ещё нечего, то лучше промолчать.

        Молчание для писателя и поэта – такое же нормальное состояние, как и процесс творчества. Потому что иногда нам требуется время для того, чтобы узнать и осознать некоторые вещи, пропустить их через себя, переработать и только потом выпустить в мир.

Если нам порою «не пишется» или «нечего сказать», это означает только, что время говорить ещё не пришло, нужные слова ещё только созревают. Вспомните яблоневые деревья: они не цветут круглый год и не плодоносят всё время; для того, чтобы сначала ароматно зацвести, а потом подарить нам круглые сочные яблоки, им нужно целую зиму провести в уютном коконе спячки. Точно так же и со всеми нами. Иногда нам нужно просто дождаться подходящего времени.

Это касается, разумеется, не только стихов на военную тему.

Несмотря на то, что дисциплина и желание работать над собой очень важны для успеха в любой сфере, не стоит заставлять себя и «выдавливать» слова через силу. Читатель всегда почувствует фальшь.

Будьте честными, будьте искренними, будьте собой!

А если захотите поделиться своими стихами и узнать моё о них мнение, присылайте подборку в 3-5 произведений на электронный адрес нашего журнала vskrizhal@mail.ru (и, конечно же, не забудьте указать внутри файла ваше имя, фамилию и электронный адрес, на который мы сможем отправить ответ).

Удачи!


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

 

На стартовую страничку школы поэзии</span

Комментарии 3

  • Нельзя не согласиться с «во-первых» и «во-вторых», хочется просто подписаться под каждым словом. Однако, не скрою, терзают смутные сомнения: а так ли виноваты только дети, выбирая неподъемные темы для стихов или они пишут о том, что хотят от них услышать взрослые? Может быть, отсюда и все эти общие фразы, и заезженные штампы, и неискренность? «Волшебную скрижаль» в этом плане можно назвать исключением, но в других конкурсах предлагается набор тем, как правило, тоже не отличающийся разнообразием. Представьте, какому-нибудь 8-летнему поэту хочется написать про слоника из зоопарка, а ему говорят: «Какой слоник, надо про победу над фашизмом». Вот и учится ребенок писать на «правильные» темы. Да и в конкурсах со свободной тематикой часто та же история, побеждают не необычные, которые цепляют, а «правильные» и понятные вещи. В общем, сложное это дело — выбор темы, как ни крути.

    • Инженер, мы нацелены на то, чтобы ребята сами выбирали темы, которые им интересны. Наши члены жюри оценивают работы по 5 критериям (идея (оригинальность, подход к рассмотрению главной мысли стихотворения), художественная ценность, доступность изложения, красота художественного образа, форма (соблюдение правил стихосложения))

      • То есть, дело не в теме как таковой, а в умении оригинально ее раскрыть? Просто отличный подход! Желаю «Скрижали» популярности у юных авторов!

Добавить комментарий для Наталья Гегер Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *