Школа поэзии: Выпускное занятие

На стартовую страничку школы поэзии. Там все уроки

Здравствуйте, дорогие поэты!

Сразу скажу: это – моё последнее приветствие и значит, последний выпуск нашей школы стихосложения. Он приходится на декабрьский номер журнала, что весьма символично: конец года – лучшее время для того, чтобы подводить итоги, и именно этим мы сейчас займёмся.

О чём мы говорили на протяжении наших бесед?

О рифме и ритме. Именно с этими двумя понятиями, в первую очередь, ассоциируются у многих стихотворения, хотя, как мы все знаем, порой всё не так однозначно…

Стихотворения без рифмы, но с чётким ритмическим рисунком называются «белыми».

Отсутствие обоих параметров характерно для верлибров – свободных стихов, они похожи на прозу, разбитую разными строчками.

И, конечно, не будем забывать о таких специфических видах стихосложения, как японские хокку (они же хайки) – нерифмованные трехстишия, состоящие из 17 слогов (5 в первой строчке, 7 во второй и 5 третьей).

Когда мы пишем «классическое» стихотворение, наш ритм должен быть чётким – и чтобы его соблюсти, есть простое правило: следим за тем, чтобы в рифмующихся строчках было равное количество слогов! Больше того, на протяжении всего стихотворения ритм должен быть единым. Что до рифмы, ей тоже лучше на протяжении всего текста существовать в рамках единой схемы: если вы начали, рифмуя первую строчку с третьей, а вторую с четвёртой, так и продолжайте. Не стоит перескакивать, иначе читатель может запутаться!

Не забывайте и о том, что не каждая пришедшая в голову рифма – идеальна. Стоит избегать однокоренных слов, глаголов или банальных сочетаний из серии «кровь-любовь» или «грёзы-слёзы». Почему? Потому что всё это а) слишком просто, б) было уже тысячу раз – и потому не слишком интересно читателю. Да и автору тоже: куда интереснее бросать себе вызов, искать новые смыслы и образы.

— Кстати, о смыслах. О них мы тоже говорили. Ваша точка зрения может отличаться от моей, но я уверена:

у каждого стихотворения должна быть одна основная мысль и всё, что в нём есть, должно эту мысль отражать, раскрывать и подсвечивать. Все детали, все метафоры, все отдельные красивые строчки должны работать на создание цельного впечатления.

Я говорю об этом, потому что стихотворной речью бывает очень просто увлечься. Когда рифмовать легко и слова льются словно сами собой, мы всегда рискуем начать с одного, а закончить совершенно другим – и смысла в таких произведениях, к несчастью, немного.

Если вы начали писать о домашнем питомце, не переходите на темы школы или осени. Если начали писать об осени, воздержитесь от перехода к призывам беречь природу или помнить о войне. Постарайтесь выдерживать тему и искать самые яркие, самые нужные слова в её рамках.

О концовках. Концовка – это то, что всегда запоминается сильнее всего, ведь её мы читаем последней.

Поэтому очень важно, чтобы концовка стихотворения подводила его итог, демонстрировала читателю какие-то важные выводы или даже удивляла его.

Достигнуть этого можно разными методами: повторить основную мысль или первые строчки, чуть изменив их, задать читателю риторический вопрос или раскрыть тайну, на которую намекали на протяжении всего текста. Здесь каждый случай уникален, важно лишь помнить о том, что умение поставить незабываемую финальную точку очень важно для поэта.

— Равно как и умение грамотно владеть языком.

Да-да, мы сейчас не на уроке русского языка (хотя почему, собственно, нет?), но тем не менее… Язык – это такой код, своеобразный шпионский шифр, созданный для того, чтобы один человек передал свои мысли другому.

Представляете, что будет, если шпион ошибётся в шифре? Те, кому предназначено его послание, в таком случае просто не поймут его – и, может быть, допустят роковую ошибку!

Для того, чтобы такого не происходило с нами и нашими читателями, мы как авторы должны стремиться к тому, чтобы в совершенстве овладеть языком, на котором мы пишем. Наша грамотность поможет читателю правильно улавливать смыслы. Нужные буквы на нужных местах не дадут спутать «лук» с «лугом», а правильно расставленные знаки препинания помогут прочувствовать паузы, понять тонкости и акценты.

— Что ещё мы как авторы должны, так это – быть искренними. Это моё самое твёрдое и самое крепкое убеждение.

Искусство – это всегда сплав выдумки и реальности, где одно без другого неинтересно и нежизнеспособно. Если вы всё выдумаете, не прибавив к этому ни капли настоящих, искренних чувств, читатель это почувствуете. Если вы опишете реальность безо всякой выдумки, художественного текста не выйдет.

Читатель ищет в наших словах три вещи: красоту, созвучие со своими мыслями и оригинальность, которая заставит его взглянуть на мир чуть иначе. И все эти вещи недостижимы, если мы не выпустим своё Я на свободу.

Это бывает очень страшно – быть искренним и настоящим. Это бывает очень страшно и в жизни, что уж говорить о стихах, которые для многих из нас являются сокровенным. Но знаете, что я думаю? Бояться чего-то – это нормально. Страх не делает нас слабыми. Страх делает нас людьми. А ещё, если ты боишься, значит, ты, скорее всего, собираешься сделать что-то очень, очень храброе – и оно наверняка того стоит!

Поэтому… будьте собой. Пишите о том, что для вас действительно важно, и о том, что вас искренне задевает. Пишите о мире – таком, каким вы его видите и чувствуете. Пишите о том, о чём никому, кроме вас, написать не под силу, и делайте это так, как можете только вы.

— И, самое главное, не забывайте о гармонии.

Не останавливайтесь, не отчаивайтесь и не опускайте руки, даже если что-то не получается, потому что практика решает всё, и чем больше ты делаешь – тем лучше у тебя получается. Но вместе с тем – не гоните себя, не ругайте себя, не будьте к себе слишком строги, если нужные слова пока что не приходят на ум. Иногда так бывает.

Я думаю, когда нам «не пишется», это не потому, что мы плохие или не умеем писать. Я думаю, когда нам «не пишется» – это просто новые слова ещё созревают. Посмотрите на яблони: они цветут и плодоносят вовсе не круглый год. И люди тоже могут быть яблонями. Иногда у нас у всех бывают периоды, когда мы прячемся под метафорическим снегом и ждём метафорической весны, чтобы тогда расцвести.

Наши слова – точно такие же. Иногда им требуется время для того, чтобы созреть и попросить наружу.

Ищите для себя новое и интересное, но не забывайте об отдыхе. Тренируйтесь и совершенствуйтесь, но обязательно будьте добры к себе.

Берегите себя.

И – пишите, конечно же, пишите!

Всех крепко обнимаю и желаю счастья в наступающем новом году – и не только. Удачи!


С теплом, поэтесса, писательница Дарёна ХЭЙЛ,
член Союза российских писателей
лауреат и дипломант всероссийских и международных конкурсов,
создательница проекта «СРЕДА РАЗБОРОВ»

 

P.S: Напоминаем, как строится работа в школе поэзии:

Статьи (уроки) в журнале теоретические.
В каждой статье содержится домашнее задание.

Ответы по домашним заданиям (по желанию) можно будет присылать на электронный адрес журнала или писать в комментариях к данной статье.
Домашние задания можно делать для себя (никуда не отправляя).

 

 

На стартовую страничку школы поэзии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *