На стартовую страничку школы иллюстрации. Там все уроки
Здравствуйте, юные иллюстраторы!
Сегодня предлагаю вам окунуться в историю. Когда же появилась иллюстрация?
Принято считать, что первые иллюстрации появились в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Древние иероглифы выглядели, как картинки животных, предметов, людей. Позже, с развитием письменности различные картинки украшали заклинания, тексты и гимны. То же самое можно сказать и про Древнюю Грецию, Древний Рим, Китай и другие государства древности. В средние века создавались рукописные книги (манускрипты), обычно посвященные библейским темам. Чаще всего иллюстраторами являлись монахи, которые и создавали книги, переписывая священное писание. В 14 веке была изобретена ксилография – текст вырезался на дереве и отпечатывался на бумаге, так же этот вид деревянной гравюры использовался и для иллюстрации. Иллюстрации печатались и с изобретением книжного станка в 15 веке. В 18 веке на смену ксилографии приходит литография: картинку печатают с плоской поверхности камня, с помощью химии и нагревания. Теперь достаточно нарисовать ее на нужной поверхности, а не вырезать из дерева. С развитием печатного дела развивалась и иллюстрация. Но!
Сейчас мы вместе немного опровергнем историю! Как мы выяснили в прошлом номере, иллюстрация – это изображение, текст или событие. Мне кажется, что иллюстрация появилась еще до появления текста и письменности вообще. В первобытные времена люди на стенах пещер рисовали события из своей жизни, они иллюстрировали без текста свою историю! А рельефы древней Греции, изображающие сюжеты из мифов и исторические сцены? Фреска, мозаика, витражи в храмах и соборах чем не иллюстрации? А римская скульптура?
Например, фонтан Треви в Риме – это целая декорация к пьесе, но и иллюстрацией его тоже можно назвать. Ведь правда?
Итак, теперь мы можем сделать вывод, что иллюстрацией может быть не только картинка и чтобы стать иллюстратором, не обязательно уметь красиво рисовать. Иллюстрацией может быть аппликация, коллаж, оригами, вышивка, рельеф, пластилиновые фигуры, папье-маше, гравюра, оттиск, фотография, бумагопластика и многое-многое другое.
Так же можно комбинировать техники. Например, иллюстратор Владимир Демьяновский для книги «Сахарный ребенок» создавал иллюстрацию из ваты, сетки и настоящего сахара! А я сделала изображение к сказке «Золотая рыбка» из платков и бумаги. Кондитер Елена Гнут вообще готовит торты-иллюстрации!!!
Совет этого номера для юных иллюстраторов
Смотрите, как можно больше смотрите красивых книг, ходите как можно больше по музеям и выставкам, изучайте историю искусства. Черпайте вдохновение у художников из прошлого и у современных мастеров. Нужно не только набивать руку, но и намётывать глаз!
А теперь домашнее задание:
Попробуйте создать (склеить, слепить, сложить, составить, вышить, собрать) иллюстрацию к любимому произведению, используя любые техники, кроме рисования, или комбинируя рисованные элементы с другими материалами.
До встречи!
Удачи в выполнении задания и огромных творческих успехов! Выполненные задания можно присылать на электронный адрес журнала vskrizhal@mail.ru, или просто делайте их для себя.
Художник-иллюстратор Екатерина Финодина
На стартовую страничку школы иллюстратора. Там все уроки