Литературный курс «Учись сочинять» — ЗАНЯТИЕ 9: «Свободное русскоязычное трёхстишие»

На стартовую страничку курса

Сегодня мы поговорим о жанре свободного трёхстишия.


Занятие 9: «Свободное русскоязычное трёхстишие»

Поговорим о том, что такое вдохновение и как оно может появиться у нас? Узнаем о 8 видах «форточек» вдохновения, и о ложных. Кстати, ты всегда сможешь обнаружить у себя и другие «форточки» вдохновения, только почаще дыши свежим творчеством. Мы узнаем, как писали хокку японские поэты, какой смысл вкладывали в свои стихи.

Мы поговорим о жанре свободного трёхстишия и послушаем свободные трёхстишия юных начинающих авторов.

Трехстишия – это стихотворении в три строки, где есть образы, музыка, образы, и нет обязательных рифм и обязательного размера. Трехстишие позволяет выразить и сохранить в словах самое удивительное из того, что переживаешь, самое интересное из того, что удалось увидеть вокруг и услышать в собственной душе. Послушаем свободные трёхстишия юных начинающих авторов.

Мы попробуем почувствовать главные свойства поэзии не как читатели, а как авторы.

Продолжение смотрите в видео девятого занятия.

Незадания к девятому занятию:

  1. У тебя будет, как на соревнованиях по лёгкой атлетике, три попытки – непременно успешных! В каждой из попыток ты ответишь на три вопроса, которые помогут тебе ощутить, как может строиться трёхстишие. Ответ на первый вопрос – это первая строка, на второй – вторая, на третий – ну, сам догадайся! Постарайся, чтобы твои ответы-строки были не очень длинными, складно звучали и певуче переходили друг в друга.

Итак, первая попытка.

  • Вопрос для первой строки: — Что ты увидел? Постарайся, отвечая, не использовать слово «увидел». Можно сказать не «я увидел странное дерево», а просто «странное дерево».
  • Вопрос для второй строки: - На что было похоже то, что ты увидел? Постарайся обойтись без слова «похоже». Можно сказать «как», «словно», «будто», а можно попробовать обойтись и без этих слов.
  • Вопрос для третьей строки: — Что ты почувствовал или о чём подумал, увидев это? Сами слова «почувствовал» и «подумал» тоже не обязательно использовать.

Вторая попытка.

  • Вопрос для первой строки: — Что случилось? Слово «случилось» тебе не нужно.
  • Вопрос для второй строки: — Что при этом вспомнилось? Без слова «вспомнилось» тоже можно обойтись. Можно сказать, например, «когда-то», или «раньше», или «в детстве». Или ещё как-нибудь.
  • Вопрос для третьей строки: — Что общего в том, что случилось и что вспомнилось?

Третья попытка.

  • Вопрос для первой строки: — Что происходит? Заметь, что здесь вопрос задан в настоящем времени. Это не значит, что он относится прямо к тому моменту, когда я тебя спрашиваю. Понятно, что ты смотришь наше занятие или текст незадания. Настоящее время – лишь способ выражения, а речь может идти о том, что было давно или недавно, но не сейчас. Как будто ты снова погружаешься в то время, о котором говоришь.
  • Вопрос для второй строки: — Что при этом чувствуешь? Конечно, и без слова «чувствую» можно обойтись.
  • Вопрос для третьей строки: — Что ты в это время заметил? На что упал взгляд? Наверное, это как-то связано с твоим настроением, с отношением к происходящему, но об этом не обязательно говорить прямо. Поищи какую-то картинку, которая это выразит.

Да, между прочим. Если тебе захочется придумать название для какого-то из своих трёхстиший – придумай. А если не захочется, поставь три звёздочки вместо названия. Так обычно принято.

  1. Снова афоризмы-определения, но я задам их меньше, а поработать придётся больше. Как так? А вот так. Всего три слова задам: ЦЫПЛЁНОК, ЭХО, ЯГОДА. Зато предлагаю тебе самому придумать ещё три слова, которые интереснее всего определить, по-твоему. И – определить их!

Пиши. Писатель, философ, журналист, педагог
Виктор Кротов

На стартовую страничку Литературного курса «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя. Там все занятия

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *