Сегодня мы поговорим о жанре свободного трёхстишия.
Занятие 9: «Свободное русскоязычное трёхстишие»
Поговорим о том, что такое вдохновение и как оно может появиться у нас? Узнаем о 8 видах «форточек» вдохновения, и о ложных. Кстати, ты всегда сможешь обнаружить у себя и другие «форточки» вдохновения, только почаще дыши свежим творчеством. Мы узнаем, как писали хокку японские поэты, какой смысл вкладывали в свои стихи.
Мы поговорим о жанре свободного трёхстишия и послушаем свободные трёхстишия юных начинающих авторов.
Трехстишия – это стихотворении в три строки, где есть образы, музыка, образы, и нет обязательных рифм и обязательного размера. Трехстишие позволяет выразить и сохранить в словах самое удивительное из того, что переживаешь, самое интересное из того, что удалось увидеть вокруг и услышать в собственной душе. Послушаем свободные трёхстишия юных начинающих авторов.
Мы попробуем почувствовать главные свойства поэзии не как читатели, а как авторы.
Продолжение смотрите в видео девятого занятия.
Незадания к девятому занятию:
- У тебя будет, как на соревнованиях по лёгкой атлетике, три попытки – непременно успешных! В каждой из попыток ты ответишь на три вопроса, которые помогут тебе ощутить, как может строиться трёхстишие. Ответ на первый вопрос – это первая строка, на второй – вторая, на третий – ну, сам догадайся! Постарайся, чтобы твои ответы-строки были не очень длинными, складно звучали и певуче переходили друг в друга.
Итак, первая попытка.
- Вопрос для первой строки: — Что ты увидел? Постарайся, отвечая, не использовать слово «увидел». Можно сказать не «я увидел странное дерево», а просто «странное дерево».
- Вопрос для второй строки: - На что было похоже то, что ты увидел? Постарайся обойтись без слова «похоже». Можно сказать «как», «словно», «будто», а можно попробовать обойтись и без этих слов.
- Вопрос для третьей строки: — Что ты почувствовал или о чём подумал, увидев это? Сами слова «почувствовал» и «подумал» тоже не обязательно использовать.
Вторая попытка.
- Вопрос для первой строки: — Что случилось? Слово «случилось» тебе не нужно.
- Вопрос для второй строки: — Что при этом вспомнилось? Без слова «вспомнилось» тоже можно обойтись. Можно сказать, например, «когда-то», или «раньше», или «в детстве». Или ещё как-нибудь.
- Вопрос для третьей строки: — Что общего в том, что случилось и что вспомнилось?
Третья попытка.
- Вопрос для первой строки: — Что происходит? Заметь, что здесь вопрос задан в настоящем времени. Это не значит, что он относится прямо к тому моменту, когда я тебя спрашиваю. Понятно, что ты смотришь наше занятие или текст незадания. Настоящее время – лишь способ выражения, а речь может идти о том, что было давно или недавно, но не сейчас. Как будто ты снова погружаешься в то время, о котором говоришь.
- Вопрос для второй строки: — Что при этом чувствуешь? Конечно, и без слова «чувствую» можно обойтись.
- Вопрос для третьей строки: — Что ты в это время заметил? На что упал взгляд? Наверное, это как-то связано с твоим настроением, с отношением к происходящему, но об этом не обязательно говорить прямо. Поищи какую-то картинку, которая это выразит.
Да, между прочим. Если тебе захочется придумать название для какого-то из своих трёхстиший – придумай. А если не захочется, поставь три звёздочки вместо названия. Так обычно принято.
- Снова афоризмы-определения, но я задам их меньше, а поработать придётся больше. Как так? А вот так. Всего три слова задам: ЦЫПЛЁНОК, ЭХО, ЯГОДА. Зато предлагаю тебе самому придумать ещё три слова, которые интереснее всего определить, по-твоему. И – определить их!
Пиши. Писатель, философ, журналист, педагог
Виктор Кротов
На стартовую страничку Литературного курса «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя. Там все занятия