Литературный курс «Дорогой вдохновения» — Занятие 5: Пишите письма

На стартовую страничку курса

Занятие 5: Пишите письма…как Чехов или как….

Лучше, чем Алексей Плещеев, о письмах Антона Чехова не скажешь: «Ужасно я люблю получать от Вас письма. Не в комплимент Вам будь сказано, столько в них всегда меткого остроумия, так хороши все Ваши характеристики и людей, и вещей, что их читаешь как талантливое литературное произведение; и эти качества, в соединении с мыслью, что тебя помнит и расположен к тебе хороший человек, делают Ваши письма очень ценными».

Вот такое, к примеру, письмо отправил одному из авторов Антон Павлович Чехов.

Марии Киселевой, 3 февраля 1888 года, Москва
Многоуважаемая Мария Владимировна!!
Ставлю два восклицательных знака от злости. Вы согласились работать у Сысоихи за 30 рублей, да еще попросили вычесть из гонорара за журнал! Вы отослали свою (судя по словам Михаилы) прелестную повестушку Владимиру Петровичу для передачи в какой-то литературный «Рылиндрок»! Покорнейше Вас благодарю! Очень Вами благодарен! Делайте теперь, что хотите, обесценивайте литературный труд, сколько угодно, ублажайте белобрысых Истоминых и медоточивых Сысоих, посылайте свои повести хоть в «Странник» или в «Тульские ведомости», я же воздержусь от советов и указаний. Если моя маленькая опытность не имеет цены, а доброжелательство мое не заслуживает доверия, то мне остается только посыпать пеплом главу и хранить гробовое молчание.

Как тонко и открыто писатель «злится» и как легко выражает свои эмоции в небольшом тексте.

Уникальный эпистолярный литературный жанр, внутри которого скрывается интимность, диалогичность, открытость, возможность воплотить миллион эмоций в стремлении поделиться ими со своим заочным собеседником.

На первый взгляд, может показаться, что письма – просто детское увлечение. Но это не так. Если ты хочешь подарить свое тепло и любовь, тебе не помешают ни расстояния, ни болезни, ни отсутствие времени – ты возьмешь в руки листок и ручку и создашь маленькое произведение рук и сердца.

Когда-то люди «переписывались» столбами дыма – выше, ниже, светлее, темнее. Или вязали разноцветные узелки на длинных шнурах. Но живые слова на бумаге — по-прежнему самый простой способ выразить свои мысли и чувства. Бумажные письма — это особый мир. Они в какой-то степени возвращают нам детство. В них мы более честные, открытые, смелые. Письма дают нам возможность писать о том, о чем мы обычно молчим. О чем не принято говорить вслух.

А вы? Писали ли вы когда-нибудь письма? Другу? Маме? Любимому человеку? Я говорю не об электронной почте и не об смс, а о тексте, аккуратно выведенном ручкой на листе бумаги. Сам процесс создания письма – это творчество, это воплощенные впечатления и чувства.

Почитайте примеры писем. К примеру, письма А. Белого: одна и та же дата, место пребывания, предмет рассуждений. Но адресат разный. И вот…

Андрей Белый — Эллису — 19 декабря 1910 г., Палермо.
Милый Лева,
Привет! Мы — в Палермо. Море — молочно-бирюзовое, целующее; солнце и розы, и золотистые апельсины. «Kennst Du das Land, wo die citronen bluhten!»... Dahin, dahin! В нашем отеле сад, где — пальмы, апельсины, двухсаженные кактусы; днем не надеваем накидок. В этом отеле жил Мопассан; читаем с Асей его книгу путешествия с автографом. Хозяин отеля сейчас много рассказывал о Рихарде Вагнере (он его помнит) — да! Вагнер в нашем отеле кончал Парсифаля. Сейчас еще есть его комнаты. Целую. Боря. И я. Ася.
P.S. Привет Ниллендеру!

Андрей Белый — Метнеру — 19 декабря 1910 г. Палермо.
«Kennst Du das Land, wo die Citronen bluhten?»
Да, милый Друг: туда! туда! Средиземное море ласково лижет молочной бирюзой мавританско-испанский (чуть итальянский) Палермо. Апельсинные рощи опоясывают город, сквозя золотыми плодами; выше — страна гор, камней, кипарисов, часовень; еще выше голубое небо. Пока в отеле: безумно дорого: здесь Вагнер кончал Парсифаля (прожил 6 месяцев), и, наконец поссорился с хозяином нашего отеля (стариком), который все это и рассказал нам. Никак не можем устроиться; нет и помину того, о чем мечтали мы.

Дружеское, рекомендательное, пренебрежительное, упрекающее, утешительное, порицающее, вразумляющее, угрожающее, хулительнее, хвалебное, совещательное, просительное, вопросительное, ответное, иносказательное, объяснительное, обвинительное, защитительное, поздравительное, ироническое, благодарственное... Каким богатым интонационно может быть письмо!

Как отдельный жанр, как часть произведения, как источник вдохновения.

А теперь задания:

  1. Сочините переписку с любимым литературным героем, сыграв и свою роль, и роль персонажа.
  2. Напишите небольшой рассказ, в основе которого будут письма.

Гармонии, тепла, чудес, сказок и много интересных, длинных писем вам, ибо «больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это самое высокое произведение искусства (Сомерсет Моэм)».

Орфография и пунктуация представлены в авторской редакции.


Как строится работа курса?
Мы будем встречаться на страницах журнала для того, чтобы выложить и соответственно найти творческие задания. Вы можете их делать для себя, а можете присылать мне. Буду очень рада на время стать вашим спутником в дороге вдохновения!

С теплом, Алена ЖУКОВА

 

На стартовую страничку Литературного курса «Дорогами вдохновения» Там все занятия

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *