Литературный курс «Дорогой вдохновения» — Занятие 3: Золотое сечение

На стартовую страничку курса

Занятие 3: Золотое сечение дорог вдохновения

Из книги Сергея Эйзенштейна «Неравнодушная природа»:

««Sectio aurea» — назвал это сечение Леонардо да Винчи, которому в бесконечном ряде исследователей и любителей, занимающихся увлекательнейшей проблемой золотого сечения от древности до наших дней, принадлежит почётное место в определении его свойств.
Одно золотое сечение из всех делений целого даёт постоянное отношение между целым и его частями; только в нём от основной величины, от целого находятся в полной зависимости оба предыдущих члена, причём отношение их между собой и с целым не случайное, а постоянное отношение, равное 0,618… при всяком значении целого»».

— Куда мы попали и что происходит? – возмутитесь вы, мои юные авторы. — Как литературное творчество связано с этими непонятными размышлениями?

Связано! Золотое сечение пронизывает все искусство: музыку, живопись, литературу. Словно лакмусовая бумажка, оно показывает нам гармонию в произведении художника, музыканта, поэта, архитектора. Словно проба, отмечает вечность творчества, к примеру, классику золотого века русской литературы А.С. Пушкина.

За золотым сечением скрыта гармония – гармония композиции, пропорций, геометрии, чисел, смыслов. Именно здесь, в золотом сечении необъяснимо сливаются лирика и, пусть не физика, но математика. Точность и четкость, присущая последней, необъяснимым образом наполняют теми же свойствами и художественные произведения. Хотя… Почему необъяснимо? Все, оказывается, давно разгадано.
О золотом сечении знали еще до н.э. Считается, что правило о золотом сечении (делении) ввел в научный обиход Пифагор. Однако есть доказательства, что он позаимствовал эти знания… Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.
Все, что осталось и запечатлелось в истории и искусстве образцом, примером и стало ценностью, скорее всего, было создано по правилам золотого сечения.

Подобное знание у кого-то оправдано может вызвать недоумение – неужели произведения искусства создаются не по вдохновению, а согласно правилам?

Нет, конечно. Мы творим, руководствуясь внутренним мироощущением, авторским мировидением. Но вот когда наши представления сливаются с представлениями и образом окружающего мира и совпадают – рождается гармония, в основе которой лежит золотое сечение.
Правда, в современном мире не обошлось и без людей, которые считают, что над созданием золотого сечения можно работать специально.
Сложное у меня сегодня получилось вступление к заданию. Это не случайно. Как и все в творческом процессе.

Я предлагаю вам сегодня испытать себя в роли художников и писателей:
1. Нарисуйте золотое сечение, каким его видите вы. Вы можете не обращаться к теории, а отталкиваться от образа, от самого словосочетания «золотое сечение».
2. Золотое сечение как литературный жанр: что это может быть, какие правила должны будут соблюдаться. Придумайте новую жанровую форму или новый вид строфы «золотое сечение» (почувствуйте себя Пушкиным, который создал «онегинскую строфу»).
Вдохновения, дорогие друзья!


Как строится работа курса?
Мы будем встречаться на страницах журнала для того, чтобы выложить и соответственно найти творческие задания. Вы можете их делать для себя, а можете присылать мне. Буду очень рада на время стать вашим спутником в дороге вдохновения!

С теплом, Алена ЖУКОВА

 

На стартовую страничку Литературного курса «Дорогами вдохновения» Там все занятия

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *