Конкурс «Волшебная скрижаль 2019» проза — работа 14D

 

Представляем участника Большого детского литературного конкурса «Волшебная скрижаль-2019» в номинации «проза»

Возрастная категория «D». Работа — 14D «Невинные?» — Бригида Софья, 16 лет.

Софья написала нам: Учусь в 11 классе. Книги давно стали моими друзьями. Они дают мне ответы на многие вопросы, учат формулировать мысли и постигать смысл бытия, помогают принимать правильные решения. Книги для меня – это лента времени о моей стране и моём народе.
В течение одиннадцати школьных лет занимаю активную жизненную позицию: принимаю участие в конкурсе чтецов (II место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»); в 2018 году стала победителем краевого конкурса сочинений «Героический Ленинград» (награда – поездка в г. Санкт-Петербург по местам боевой славы); в 2017 году победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Литература»

На наш вопрос: Что значит для меня поэзия? Ответила:

«Для меня поэзия – это волшебное переплетение гласных и согласных звуков, нанизанных на вдохновение и талант»


Конкурсное произведение — «Невинные?»

Пару месяцев тому назад мой друг, капитан баркаса «Спарко»* Николай Ширяев, позвал меня в поход по морю. Я, обнаружив в этом путешествии шанс найти вдохновение, охотно согласился, и уже через неделю сидел на палубе «Спарко», размеренно дыша морским воздухом. Нам предстояло дойти до острова Д. и вернуться назад. Баркас шел с остановками на ночь. По расчетам капитана, судно должно было пробыть в походе десять дней.
Мягкие косые лучи уходящего за горизонт солнца медленно скользили по водяной глади, доходили до баркаса и грели мне спину. Вскоре солнце попрощалось. Вдруг резко похолодало, и мне пришлось надеть свитер. Я смотрел то на розово-оранжевые перья облаков, то на темно-синюю воду, на которой кое-где белели гребни небольших волн, и думал: «И всё-таки самым лучшим художником является природа! Как же это красиво и гармонично! Ни один холст не видел таких красок».
– О чём думаешь? – обратился подошедший ко мне Ширяев.
– Думаю, что всё это так зыбко.
Он, ухмыльнувшись, почесал бороду и присел рядом.
– Я много хожу по морям, каждый раз вижу новый закат, и каждый раз он зыбкий. Но стоит ему стать нешатким, разве что-то изменится? Мы будем видеть всегда одну и ту же картинку.
Николай что-то достал из кармана своей капитанской жилетки и протянул руку мне.
– Что это? – без интереса спросил я.
– Конфеты. Угощайся.
Я вежливо отказался и вновь уставился на небо, которое норовило стать темным и слиться с морем. Ширяев пожал плечами, развернул конфету и, запихав её целиком в рот, бросил обертку за борт.
– Зачем? – спросил я с недоумением.
– Что зачем? – капитан сделал вид, будто не понимает.
– Зачем ты кинул мусор в воду?
Мне стало как-то не по себе.
– Да это же всего-навсего фантик, ничего не будет, — пробасил Ширяев и ушёл.

А я остался сидеть в ночной тишине. Стало совсем холодно. Накинув куртку, я стал вглядываться в темноту, разрезанную лунной тропой. Просидев так около получаса, всё же решил пойти спать. Но стоило мне подняться с места, как вдруг внизу раздался непривычно шумный плеск воды, а затем появились всхлипы. Заглянуть за борт труда не составило.
Возле корпуса судна показалось темное нечто. Оно дернуло хвостом по воде, создав характерный шум. Я перегнулся через железный борт и стал всматриваться в темноту. Нечто скрылось в воде, но сразу же появилось вновь. По звуку стало ясно, что оно плакало.
Я, если честно, сначала испугался. Немного успокоившись, заговорил:
– Эй, что случилось, малыш?
– Зачем вы кидаете нам столько мусора? – снизу вдруг донесся тоненький голосок, который прерывался постоянными всхлипами. – Зачем загрязняете наш дом? Зачем вы нас убиваете?..
–Я не знаю, кто ты. Но извини, пожалуйста, моего друга…
«А нужен ли мне такой друг?» – пронеслось у меня в голове.
– Прости моего приятеля за тот фантик.
Нечто почти наполовину выглядывало из воды. Луна, как нарочно, освещала недостаточно хорошо.
Опять тишина.
– А ты кто, малыш? – заговорил я, в надежде узнать большее.
– Меня зовут Агнос**, я – серый кит. Мы с семьёй здесь живем. Весь наш дом заполонен мусором. Мы даже переплывали несколько раз в новые места, но каждое новое место забивается пластиковыми бутылками, пакетами, обертками…
Китёнок немного успокоился и уже не так часто всхлипывал.
– Ты из-за этого плачешь, да? – обеспокоенно поинтересовался я.
Вновь воцарилась тишина.
– Мама… – еле слышно проговорил Агнос, – Моя мама… Её больше нет. Она умерла из-за вас, людей. Её желудок был полон мусора, которым вы закидываете океан…
Китёнок замолчал. А я не знал, что ему ответить. И вдруг увидел его черные глаза, в которых отражалалась луна. Они были полны печали и боли. Большая слеза разрезала кожу Агноса.
– Прости нас… – только и смог проговорить я.
Ком подступил к горлу. И стало еще холодней. В сознании тянулся шлейф ошибок людей, не думающих о завтрашнем дне.
Агнос продолжал всхлипывать. А мне было стыдно. Стыдно за Ширяева. Стыдно за всех неразумных людей, так легко уничтожающих природу…
Тяжёлый взгляд Агноса был наполнен печалью и болью. Ударив хвостом по воде, он уплыл в чёрную бесконечность.

…Всплеск воды вернул меня в реальность, и почему-то стало невыносимо тихо. Непреодолимое желание увидеть китёнка заставило меня осмотреться вокруг. Я ничего не видел. Лишь на расходившихся волнах раскачивался фантик от конфеты.
Оставшись на палубе, я ещё долго смотрел в темноту.

Примечания:
*Спорко (Sporco) –в переводе с итальянского «грязный».
**Агнос (Αγνός) – в переводе с греческого «чистый», «невинный».


Софья, приветствуем. Печально, очень печально видеть как люди губят природу... Желаем удачи в конкурсе.

 

Друзья, поддержите участника конкурса в комментариях. Приглашайте своих друзей поддержать Поделитесь ссылкой на работу участника в соцсетях со своими друзьями.

 

Правила конкурса
Страница конкурса 2019 (вся информация по конкурсу)
Работы участников конкурса — 2019
Архив конкурсов

 

 

Комментарии 13

  • Всем большое спасибо за поддержку!

  • Софья! Прочитав твой рассказ, я почувствовала непреодолимое желание помочь этому маленькому китенку. Какая же ты молодец, как глубоко ты чувствуешь современные проблемы! Твой рассказ заставляет задуматься о том, как мы живем, правильно ли мы поступаем в различных ситуациях? Казалось бы, что такое маленький брошенный фантик в этом огромном мире? А ведь все начинается с малого… Спасибо тебе, что не остаёшься равнодушной в наше сложное время. Желаю тебе успеха в конкурсе!

  • Как всё- таки чувствительны дети к проблемам экологии! Потрясающе красивый и грамотный рассказ, заставляет задуматься...

    Кроме человека, никто не сможет позаботиться о планете. Необходимо бережно и с любовью относится к природе, тогда и экология станет намного лучше, а мир прекраснее!

    Софья, желаю удачи! Успехов! Ты большая умничка!

  • Мне очень понравился рассказ Сони, так как он «спокойный», но в тоже время из-за происходящих событий заставляет волноваться, переживать, сочувствовать...

    При этом, мне бы хотелось отметить грамотность построения текста:

    * ТЕМА произведения созвучна с основным вопросом сегоднешнего времени и раскрывает проблему: «... неразумность людей, которые так легко уничтожают природу...»

    * Что касается ИДЕИ написания данного рассказа, то она не даёт конкретных рекомендаций в устранении данной проблемы. И это понятно, ведь проблема глобальна. Чтобы её решить, прежде всего, нужно, чтобы каждый человек осознал своё участие в данной катастрофе. Для этого Софья и написала своё произведение: прочитав его, люди должны переоценить своё поведение, свои поступки по отношению к окружающей среде.

    Так же чётко прослеживаются составные части текста:

    * « ЗАВЯЗКА»: в ней конкурсантка использует « Экспозицию»- изображает условия и обстоятельства, предшествующие непосредственному началу действий ( встреча с другом и приглашение его в поход по морю). Здесь же происходит знакомство с персонажами произведения.

    Благодаря красивому, точному, реалистическому описанию природы, происходит плавный переход от"ЗАВЯЗКИ"к

    * «РАЗВИТИЮ ДЕЙСТВИЙ», где прослеживается первое событие, которое раскрывает начало конфликта. Для этого автор использовала столкновение характеров, взглядов и принципов двух людей.

    Далее происходит неожиданный поворот событий:

    * « КУЛЬМИНАЦИЯ» - раскрытие основной проблемы произведения: «...Зачем загрязняете наш дом? Зачем нас убиваете?..»

    Постепенно действие ослабевает, благодаря диалогу между животным и человеком. Наступает:

    * «РАЗВЯЗКА». Она представлена в виде сочувствия китёнку и просения прощения за «... ошибки людей, не думающих о завтрешнем дне...»

    * В « ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ части» Софья вернула главного героя в реальность и продемонстрировала неразрешимость проблемы: «...на расходившихся волнах раскачивался фантик от конфеты...»

    В своём произведении участница конкурса использовала:

    — ПОВЕСТВОВАНИЕ ( последовательность происходящих событий)

    — ОПИСАНИЕ ( окружающей природы и китёнка)

    — ФОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ:

    ** ДИАЛОГ (через него автор раскрыла характеры всех героев)

    ** МОНОЛОГ (раскрыла внутренний мир главного героя, отношение его к другим персонажам)

    Кроме этого присутствуют приёмы:

    • СРАВНЕНИЯ (название баркаса- грязный и китёнка- чисты, невинный)

    • ОЛИЦИТВОРЕНИЯ (речь Агноса, его чувства)

    На мой взгляд, Соня правильно сделала, что в создании художественного образа главного героя не стала заострять внимание на его внешние черты. Описание данного персонажа она раскрыла в его мыслях, в поступках, в речи, что позволило читателю более точно сформировать своё отношение к нему и просходящему.

    Рассказ взволновал меня! Он, действительно, заставляет задуматься о существующей проблеме. Особенно сильное впечатление на меня произвёл отрывок, в котром мы видим поведение капитана. Ведь, как правило, для людей, служащих на Флоте, море- второй дом, они его любят, а значит, и бережно относятся к нему. Таким образом, автор, кроме главной мысли, хотела показать нам, что есть люди, которые добросовестно относятся к своей профессии, а есть те, которые работают, не вкладывая в неё свою душу. Это она передала не только в поведении капитана, но и в названии баркаса.

    Болше всего мне понравилось:

    1) Что такую проблему Софья смогла описать на временном отрывке ОДНОГО ВЕЧЕРА.

    2) Название произведения. Оно отражает в себе и тему, и главную мысль. А вопрос ( перед чтением) — заинтересовыет читателя, ( после чтения) — заставляет задуматься и сделать вывода над своими и чужими поступками.

    Я считаю, что это замечательное произведение по многим критериям достойно победы в конкурсе!

    Соня, ты МОЛОДЕЦ!!!

    • Оксана, благодарим за отзыв. У нас для Вас есть предложение. Написали на почту

  • Прочитала рассказ Сони, приятный, понятный, интересный. Пусть наши дети верят, что могут защить нашу землю, берегут природу, а взрослые сделают всё, чтобы не убить в них веру в светлые детские мечты.

  • Соня, ты большая молодец! Я не масер писать, поэтому комментарий будет скупым. Хочется сказать, что прекрасно, то, что ты затрагиваешь эту тему «Экология», очень хорошо все написано. Умница!!!!

  • Экология, ЗОЖ и другие души прекрасные порывы — это все конечно гуд. Но давайте будем и реалистами, дорогие взрослые. У меня есть одна знакомая, которая по профессии эколог. Когда училась, она мечтала защищать природу, а на деле оказалось, ее профессия нужна для того, чтобы писать экспертные заключения, что этот на самом деле грязный завод якобы является чистым и экологически безопасным. Здесь трагедия не столько специалиста, сколько человека, сами понимаете, что такое для души сделка с совестью. Вот о чем нужно писать.

  • Софья, прочитала твой рассказ. Проблема, раскрытая в нём, достаточно актуальна на сегодняшний момент. Читая его, каждый чувствует свою вину перед природой, понимает всю глобальность, но изменить что-то стараются лишь единицы. Лично для себя, я увидела в твоём рассказе призыв, главное достучаться до каждого. Сделать благодатное отношение к природе частью себя, как само-собой разумеющееся. Изменить само мышление. Очень желаю тебе победы, у тебя получается писать, читается легко, и кажется , что смысл весь на поверхности, если бы не был так глубок.

  • Прочла работу Софии. Мне очень понравились её слог,её мысли и чувства.Мне,даже стало стыдно,за этот ,брошенный за борт фантик. Тема экологии сейчас,как никогда,очень актуальна,особенно у нас в России.И Софья,молодец,что именно эту тему выбрала для конкурса. Не знаю,какую в будущем Сонечка выберет профессию,но я уверена,она выросла-порядочным и умным человеком. Удачи тебе в конкурсе и дальнейшей учебе!!!!

  • Софья! Поздравляю тебя с публикацией рассказа. Рада за тебя. Горжусь тобой и понимаю, насколько серьезно относишься ты к проблемам современного мира. Надеюсь, что твои мысли и дела будут направлены на улучшение окружающего мира. Желаю удачи в конкурсе. С любовью и поддержкой твоя бабушка.

  • Софья обращает внимание читателя к актуальной экологической проблеме — загрязнение окружающей среды. Скрытый смысл написанного постичь легко. Через синтаксические и лексические средства выразительности Софья передаёт отрешённость от проблемы одних, изменение отношения к действительности у других. При этом ОДНИ и ДРУГИЕ — собирательные образы, отражающие отношение ко всему происходящему каждого из нас. Метафора жизни (на основе которой Соня формирует реальность) звучит в диалоге с китёнком. И как показатель бездумного отношения к природе — конфетный фантик. Один... Результат духовного неблагополучия, рождённого благополучием материальным...

    • Очень актуальное произведение, затронуло до глубины души. Надо, чтобы как можно больше людей прочитали его. Чистота нашей планеты зависит от каждого из нас!

      Софья, желаю тебе удачи в конкурсе!

Добавить комментарий для Бригида Софья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *